Осенью 2008 года в рядах издателей прибыло: новый издательский дом "Наутилус" начал свою деятельность с запуска журнала "Идея Икс", шеф-редактором которого стал известный эрудит Анатолий Вассерман. Несколькими месяцами позже появились еще два журнала - "В2В Логистика" и "TruckТорист". О первом опыте работы новой компании и о планах на будущее МедиаАтласу рассказал генеральный директор ИД "Наутилус" Игорь Федоров.
- Издательский дом "Наутилус" входит в состав крупного российского холдинга "Тайсу", который работает в далеких от медиа отраслях. В прошлом году холдинг вывел на рынок три журнала. Чем вызван интерес к медиаотрасли и решение развивать это направление в период кризиса?
- Дело в том, что все направления бизнеса "Тайсу" сильно диверсифицированы, разнесены, как, допустим, банковский бизнес и коммуникационный. Поэтому появление издательства - вполне закономерный шаг. Холдинг завоевал доверие людей во многих сферах бизнеса. Теперь пришла очередь СМИ. Что касается кризиса, то задумывался и разрабатывался проект еще до него. Поскольку итоговые бизнес-показатели пока в пределах разработанного докризисного плана, проект будет развиваться и дальше.
- Кто управляет медиабизнесом: менеджеры из "Тайсу" или специально приглашенные медиаспециалисты?
- Скажем так: специально подготовленные менеджеры "Тайсу". Перед стартом проекта мы прошли обстоятельную стажировку в израильском издательском доме SBC, чтобы вникнуть в тонкости издательского дела. А с тонкостями ведения бизнеса в России наша команда и так хорошо знакома.
- ИД "Наутилус" - это отдельная бизнес-единица или она интегрирована в "Тайсу", соответственно, все стратегические решения идут сверху? Влияют ли акционеры на редакционную политику?
- ИД "Наутилус" - отдельная компания, но, конечно же, зависимая от решений акционеров. Но пока все эти решения касаются только способов ведения дел и редакционной политики не затрагивают.
Скорее, решения акционеров в большей мере затрагивают меня, издателя, а не читателей. К примеру, решение отказаться от рекламы алкоголя и сигарет на страницах наших изданий.
- Как вообще обстоят дела с рекламодателями и в "Идее Икс", и в "В2В Логистике"?
- Среди рекламодателей "Идеи Икс" такие известные компании, как Panasonic, BBK, Bridgestone, крупные российские фирмы, банки. Но, я считаю, рекламный потенциал журнала еще до конца не раскрыт.
- Кто занимается продажей рекламных мест: собственный отдел или стороннее рекламное агентство?
- Собственный отдел.
- ИД начал работу еще до кризиса, насколько сильно изменился бизнес-план после октября 2008 года?
- Был план вывести на рынок как минимум шесть изданий с интервалом в полгода. Это давало возможность хорошо экономить на издержках за счет объема (типографии, сети распространения и т. п.), и в то же время не сильно раздувать бюджет.
Кризис заставляет действовать осторожнее. Будем выводить новый проект только после того, как предыдущий покажет стойкую положительную финансовую динамику. Следующий проект стартует в начале года (какой - пока секрет) и, естественно, он предполагает финансовые вливания.
- Какой объем инвестиций был вложен в медиа, и когда вы рассчитываете их вернуть?
- Сроки возврата инвестиций стандартны для отрасли.
- Почему для входа на рынок был выбран именно бумажный проект, а не интернет, ведь в последние годы столько говорят о том, что пресса умирает, да и единственный сегмент, который сейчас, в кризис, тихо, но растет, это интернет?
- В свое время многие говорили о смерти театра, когда появилось кино. Интернет способен заменить ежедневные новостные печатные издания. Ежемесячные глянцевые журналы имеют свою специфику и аудиторию, отличную от аудитории Интернета. Практически невозможно перенести все особенности, "фишки" и другие прелести нашего издания в сеть, не потеряв при этом его дух.
- А почему был выбран такой непростой проект, как "Идея Икс", тем более, что журналу приходится конкурировать с известными брендами вроде "Вокруг света", Discovery и др., отчасти пересекающимися в тематике с "Идеей Икс"?
- На самом деле, "Идея Икс" была выбрана именно для упрощения стартапа. Только-только закрылся журнал "Все ясно" (издавался ИД "Секрет фирмы", был закрыт в конце 2006 года - прим. МедиаАтласа). Согласитесь, вполне достойное издание. Мы пригласили к себе работать большую часть команды, проанализировали их ошибки и сделали нечто подобное. Таким образом, мы почти гарантированно получали какую-то часть аудитории "Все ясно", в том числе и подписную.
- Я знаю, что в создании журнала принимает участие телеканал Discovery - на каких условиях?
- Официально мы сотрудничаем с компанией Pro-Vision Communications - представителем Discovery Networks в России. Discovery поддерживает нас своим брендом, а мы рассказываем читателям "Идеи Икс" о наиболее интересных передачах канала. Контент Discovery так похож на наш, что очень органично вписывается в журнал. Но большая часть контактов с Discovery неофициальна - это личные знакомства, общение. Многие сотрудники лондонского офиса Discovery, работающие с Восточной Европой, - выходцы из бывшего СССР, поэтому общий язык находим легко.
- Главным редактором "Идеи Икс" стал известный энциклопедист Анатолий Вассерман - это случайно получилось, или еще до старта журнала была договоренность?
- Анатолий Вассерман - шеф-редактор журнала, и это отнюдь не случайность. Миссия журнала - сделать читателя умнее и интереснее, расширить круг его знаний и увлечений. И кто, как не Анатолий Вассерман может нам в этом помочь?
- Насколько оправданным этот старт оказался с точки зрения финансовых вложений?
- Ключевое слово "оказался" - пока рано подводить итоги. Реализация проекта в издательском бизнесе - дело не одного года. Что касается предварительных итогов, они соответствуют первоначальным планам, но с некоторыми коррективами, введенными кризисом.
- Как я понимаю, как минимум один проект - TruckТорист - не оправдал ожиданий, сейчас он не выходит. Почему? Дальнобойщикам не интересно подобное издание, или рекламодатель не верит в аудиторию?
- Ни то, ни другое. Интерес читателя и рекламодателя мы выяснили еще до старта издания, для этого есть масса средств, от фокус-групп читателей до заключения предварительных соглашений с рекламодателями. Проблема в другом: дальнобойщик оказался слишком сложным читателем в плане доставки контента. Издание провалилось в московской рознице (оказалось, что очень мало дальнобойщиков ходят мимо киосков), и мы поняли, что оказались в ситуации, когда затраты на доставку контента читателю оказались выше, чем доход от продажи тиража и рекламных площадей вместе взятые.
В данный момент TruckТорист полностью перекочевал в онлайн, в начале года мы планируем предложить новые интересные сервисы для дальнобойщиков.
- "В2В Логистика" - специализированный журнал, как раз соответствующий основному профилю "Тайсу". При его запуске какие цели прежде всего преследовали?
- При запуске журнала "В2В Логистика" преследовались те же цели, что и при запуске других медиапроектов - получение прибыли. Профиль журнала, как вы правильно заметили, был определен основной деятельностью "Тайсу". Значительный опыт компании в логистической отрасли позволяет нам получать доступ к эксклюзивному и актуальнейшему контенту и выпускать единственный на данный момент профессиональный журнал в сегменте. Интерес со стороны читателей и рекламодателей - лучшее доказательство правильности нашего решения.
Что касается PR логистических бизнесов "Тайсу" на страницах "В2В Логистики", у инвестора есть четкое понимание, что это в перспективе не принесет дохода. Конечно, за "Тайсу" зарезервированы места под полосную рекламу, но читатель понимает, что это - реклама, а не редакционный материал.
- Как вы продвигаете издания, будете ли проводить рекламные кампании, акции и т. д.?
- В этом году мы с успехом провели ряд мероприятий по продвижению журнала: наружная реклама, реклама в метро, местах продажи. В наружной рекламе мы применили современную технологию - QR-код. Он привлекает внимание людей и позволяет владельцам мобильных телефонов быстро записывать информацию о журнале и его интернет-адрес. Также мы организовали картинг-турнир для наших рекламодателей и партнеров.
Сейчас мы занимаемся разработкой коммуникационной стратегии на следующий год. Она включает полный перечень мероприятий по продвижению медиа-продуктов издательства: рекламные кампании, PR в Интернете, специальные акции для подписчиков, совместные проекты с известными персонами, коммерческими и некоммерческими организациями, различные формы взаимодействия с читателями (конкурсы, опросы, специальные мероприятия) и другое.
- Каким бы для ИД "Наутилус" этот год, и что вы ждете от следующего?
- Год постоянного развития и движения, таким же будет и следующий.
Источник: МедиаАтлас.ру