Новые идеи и концепции на 4-ом европейском круглом столе дистрибуторов прессы

26-27 ноября 2009 г. в Милане (Италия) проходил 4-ый европейский круглый стол дистрибуторов прессы, в котором приняли участие представители Италии, Испании, Англии, Германии, Франции и России. Нашу страну представляла делегация АРПП во главе с президентом Д.В. Мартыновым.

     Выступивший на заседании представитель Испании Хосе Мануэль Анта в своем докладе сделал акцент на переменах, произошедших на рынке СМИ этой страны в период кризиса. Он отметил, что в Испании число розничных точек, реализующих прессу упало с 34 тыс. до 24 тыс. Одновременно отметил закрытие ряда изданий, падение рекламных доходов и объемов продаж. Вместе с тем он указал, что система дистрибуции прессы в стране изменилась и осталась в докризисной модели.

Он проинформировал, что в связи с кризисом и падением продаж газет заключено соглашение между Ассоциацией региональных дистрибуторов ANDP и Национальной ассоциацией газетных издателей о проведении совместной компании по стимулированию продаж газет (общенациональная промо-акция). Аналогичное соглашение готовится и между дистрибуторами и журнальными издателями. Кроме того, идет подготовка общенационального соглашения о предельном уровне списания печатной продукции, в случае превышения которого издатель будет выплачивать распространителю дополнительные средства на покрытие затрат.

С докладом о положении дел во Франции и сравнительным анализом экономики распространения прессы по группе европейских стран выступила Натали Бонпапа, представитель Высшего совета дистрибуторов прессы. Она, в частности, привела цифры агентского вознаграждения по различным сегментам распространения. Национальные дистрибуторы получают от конечной розничной цены по газетам во Франции 7,3%, в Италии 2,5-7,5%. Оптовики получают во Франции от 8 до 12 %, в Германии 15-21%, в Великобритании около 7%, в Италии 5-6 %, в Испании – 5%. Розничные структуры получают во Франции в среднем 15%, в Германии 18-20%, в Великобритании 21-26%, в Италии 19%, в Испании 20-25%. По журнальной продукции агентские вознаграждения больше, чем вознаграждения по газетам на 1-2 %. Далее Натали Бонпапа рассказала о сотрудничестве с правительством Франции, о выделении правительством 200 миллионов евро на развитие киосковых сетей распространения прессы и об инициативе президента Николя Саркози о бесплатной подписке на газеты для молодых людей достигших 18 лет.

Девид Мортон, руководитель департамента стратегии развитии компании Menzies Distribution, рассказал о рынке СМИ Великобритании, в частности, отметил, что число оптовиков сократилось до двух, в стране обострилась жесткая конкурентная борьба между национальными независимыми дистрибуторами Menzies Distribution и Smiths News. В стране сложилась дуополия в этой сфере. Издатели стимулируют создание в стране единой информационной системы, позволяющей обеспечивать прозрачность движения товара от издателя до ритейлера, получение оперативной информации о продажах. В Великобритании вводится единая регистрация ритейла, позволяющая обеспечить четкий контроль за продажами прессы. В условиях кризиса дистрибуторы Великобритании расширили спектр услуг, оказываемых издателям, в том числе в хранении продукции, транспортировке по дальним маршрутам, упаковке, управлении тиражами и др. Выступающий подверг критике английский ритейл, который часто ведет себя недобросовестно, вмешивается в ассортиментную политику дистрибутора, меняет поставщиков, нарушает договорные условия.

О рынке СМИ Италии рассказал вице-президент Ассоциации национальных дистрибуторов Франческо Детторе. Он, в частности, остановился на проблеме возвратов продукции. В ряде европейских стран возвраты журналов достигают 70%, в Италии эта цифра менее 40%. В целом рынок проявил устойчивость по отношению к кризису. На рынке 43% занимают независимые дистрибуторы, среди которых находится и компания AG Marco, во главе с генеральным директором Франчексо Детторе. Кроме национальных дистрибуторов на рынке работают компании с участием крупных зарубежных издательских групп, в том числе Hachette, RCS, Rusconi и т.д. В целом на рынке отмечается сокращение числа региональных дистрибуторов (оптовиков). Их число в настоящее время составляет около 150 предприятий. На рынке прессы наилучшие показатели в настоящее время демонстрируют павильоны смешанного формата – 48,4 %, на втором месте киоски прессы – 23,9%, магазины у дома – 15,8% и супермаркеты находятся на пятом месте с показателем 2,8 %. На рынке СМИ Италии, как и во всем мире, отмечается негативное влияние на печатные СМИ бесплатных газет и интернета. В этой связи итальянская делегация сделала большой акцент на процессах конвергенции, продвижении издательского контента через мобильные системы, электронные носители и интернет. Была высказана поддержка идеи, изложенной в докладе Д.В. Мартынова в этом направлении.

Франческо Детторе в конце своего доклада выступил с инициативой о создании стратегии, призванной обеспечить укрепление технологического единства и совместимости бизнес процессов у различных структур на рынке СМИ Европы.

На круглом столе выступили президент Итальянской федерации издателей, FEIG, Карло Малинконико Скандерберг. Он остановился на вопросах издателей и дистрибуторов прессы о необходимости внедрения новых технологий, активно поддержал инициативу новой европейской экономической стратегии в развитии дистрибуции прессы.

На заключительном заседании круглого стола выступил А.В. Оськин, председатель правления АРПП. Он, в частности, высоко оценил роль европейского круглого стола дистрибуторов прессы в части обмена опытом, распространения новых технологий и продвижения информации на всех возможных носителях в интересах всех европейцев. В этой связи он отметил, что национальные законы о СМИ и о рынке СМИ имеют серьезные разночтения, в некоторых случаях документы устарели и нуждаются в корректировке, особенно в условиях усиления европейской интеграции. Он предложил собрать все законы о СМИ европейских стран, проанализировать и выйти на общие регламентирующие положения. Отметил, что кроме свободы слова должна быть и свобода торговли, в том числе на рынке СМИ, и в качестве положительного примера привел условия российского рынка, параметры которого заложены в Гражданском кодексе РФ и дающие хорошие возможности для развития рынка. Докладчик отметил, что основным требованием к рынку СМИ является предоставление равных прав всем участникам рынка, в том числе издателям и распространителям прессы всех уровней, баланс экономических интересов всех субъектов, приоритет интересов конечных потребителей, средний отраслевой уровень рентабельности различных звеньев. Положительными чертами российского рынка прессы являются низкий уровень возвратов и списания – не более 30 %, что крайне важно для экономики рынка и экологии. Он также высказал предложения провести одно из заседаний круглого стола по дистрибуции прессы в России. Это предложение вызвало положительный отклик всех издателей круглого стола.

По итогам всех заслушанных докладов и предложений будет подготовлен итоговый документ круглого стола.

Участникам круглого стола была предложена разнообразная культурная программа. Они посетили картинную галерею Брера, где представлены крупнейшие коллекции произведений искусства, собранных Наполеоном в период его правления. Делегаты посетили также церковь Санта-Мария делле Грацие, где экспонируется великая картина Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря», созданная в 1497 году.

Пресс-служба АРПП