Сегодня петербургские издатели и распространители печатной периодики переживают нелегкие времена и сталкиваются со множеством проблем. Среди них - нехватка и закрытие точек продажи газет и журналов, преграды со стороны КУГИ, требующего отказаться от реализации сопутствующих товаров, отмена арендных льгот, общая низкая рентабельность бизнеса. Но издатели и распространители не сдаются. Еще в 1998 году они объединились для решения насущных вопросов и создали ассоциацию распространителей и издателей "Балтийская пресса". На сегодня 12 издателей и семь распространителей периодики в Петербурге, являющиеся членами организации, активно сотрудничают друг с другом с целью улучшения ситуации на рынке распространения печатных СМИ.
О проблемах рынка и задачах, которые сегодня стоят перед ассоциацией, Лениздат.Ру рассказал ее председатель - генеральный директор газеты "Комсомольская правда" в Санкт-Петербурге Сергей Зелинский.
- Сергей, как вы можете оценить сегодняшний городской рынок распространения печатной продукции? Насколько он развит?
- Все нужно с чем-то сравнивать. Если проводить аналогии с другими субъектами Федерации, то питерский рынок печатной периодики, к сожалению, не так развит, как в некоторых других городах (прежде всего Москве), но, к счастью, не так сильно и монополизирован. В некоторых городах России правила игры диктует один из распространителей. У нас есть ведущие игроки, есть явные лидеры. Но общая картина в распространении пока остается пестрой. И это хорошо, на мой взгляд. Рынок конкурентен, сегментирован, присутствуют практически все форматы. Есть предпосылки для развития.
- Чего больше всего не хватает нашему рынку?
- Мне кажется, что больше всего у нас проблем с распространением ежедневных газет. Их не продают в гипермаркетах и на заправках. Их вообще не продают нигде, кроме газетных киосков. Мы можем говорить, что они бывают неопрятные и стоят-то некоторые криво. Но задумайтесь, какая за ними система логистики! Больше тысячи (мало, конечно, хочется больше) точек, куда нужно доставить каждое утро свежую газету. Это нервная система города. И именно эта часть розницы подвергалась самым большим испытаниям последние два года. Новые киоски не открывались, существующие закрывались и сносились. Адресная программа - документ комитета по печати, регулирующий размещение новых и действующих объектов розничной торговли, - которая существовала до сегодняшнего времени, была сыра, непроработана, недосогласована с районами и другими комитетами. Программа-то была, а киоски новые не открывались! Собственно, последний год Балтийская пресса большую часть своего времени уделяла работе с этим документом.
- Среди целей и задач ассоциации указывается защита прав и интересов производителей и распространителей газетно-журнальной продукции. Справляется ли сегодня с этими задачами ассоциация? Можете привести примеры?
- Конечно, не справляется! Мы хотели бы, чтобы наши рекомендации НЕМЕДЛЕННО бы рассматривались и применялись городскими властями на практике. Но это же фантастика! Наибольшим достижением мы считаем опубликованное 2 ноября распоряжение комитета по печати №81-р и два приложения к нему. Это та же самая адресная программа, но без задвоенных адресов, выверенная, согласованная. Балтийская пресса принимала активное участие в создании этого документа, прежде всего в лице своего распространительского крыла, куда входят "Нева-Пресс", "Ника", Роспечать, СИР, Союзпечать, "Экспресс-Пресса". Надеемся, заработает наконец эта программа. Она, кстати, касается всех игроков на рынке розничной торговли СМИ. Члены Балтпрессы тут просто выступали паровозом.
- Есть ли какие-то ограничения для вступающих в ассоциацию?
-Нет ограничений. Предприятие или организация, подающие заявку, должны быть связаны с издательским бизнесом или с распространением СМИ. Но собрание может принять любое другое решение. Собрание - высший орган нашей ассоциации. Ни председатель, ни исполнительный директор, ни правление не имеют такой силы.
- Кто входит в правление?
- "АиФ", "Комсомолка" и три распространителя: "Нева-Пресс", Роспечать и "Экспресс-Пресса".
- За какие нарушения из ассоциации могут исключить? Можно ли после этого восстановиться?
- Поводом для исключения может быть только неуплата членских взносов или заявление о добровольном выходе. Восстановиться можно.
- Каков сегодня размер членских взносов?
- 3500 рублей в месяц.
- Как кризис отразился на издателях и распространителях? Какие прогнозы на будущий год?
- Ничего не могу сказать, кроме общих слов, уже много кем сказанных. Пострадали глянцы. Газетная продукция и журналы попроще чувствуют себя лучше. СМИ резко порезали бюджеты на маркетинг и продвижение. С этой суровой правдой приходится мириться распространителям.
В этой связи, кстати, всем членам нашей ассоциации кажутся совершенно несвоевременными такие популистские меры, как требование либо прекратить торговлю табаком в киосках, либо задвинуть сигареты подальше, чтобы они не были видны. Прекрасно! Как гражданин я должен это поддерживать. Но как газетчик - не могу. Табачники кризис вообще не переживают! Если их задвинут назад, то розничные сети лишатся дополнительных выплат за выкладку табака. Кто им это компенсирует? СМИ? У них нет денег. Правительство города? Оно сейчас не в той ситуации. Бюджет тоже надо пополнять.
- Вы не только председатель ассоциации, но и издатель. Разве вам не выгодно, чтобы табак отодвинули или убрали - больше будут "Комсомолки" покупать?
- Как издателю мне выгодно прежде всего, чтобы киоски не загибались. А табак... Цинично говоря, идет человек за пачкой сигарет в киоск - глядишь, лишний раз купит газету. Заодно. Она недорого стоит. То есть сопутствующий товар является дополнительным стимулом привлечения покупателей к киоскам прессы и не мешает, а, наоборот, способствует поддержанию уровня спроса на печатную продукцию. Борьба с курением - благая цель, здоровье нации превыше всего. Но решать эту задачу надо комплексно, и если убирать табак из киосков, то, может, стоит подумать о возврате льготы по аренде земли. Или отменить такую странную вещь, как первый увеличенный платеж, который непонятно за что взимает КУГИ и который ложится дополнительным бременем на распространителей. Надо просто понимать, что социальная функция - обеспечение свободного доступа к информации - обходится недешево продавцу. И если эта функция действительно важна, то неплохо бы дать возможность ее реализовывать, а не бегать по кругу годами, собирая бесчисленное множество согласований и разрешении. Раз и навсегда, например, решить вопрос с подключением киосков к электрическим сетям: чтобы было быстро и по вменяемым ценам.
Если говорить о распространении, то надо отдавать себе отчет, что технология сопровождения и обеспечения продаж прессы очень затратная (складская и транспортная логистика, модернизация, содержание и ремонт киосковой сети, аренда, годами не решаемые проблемы с уже упомянутой электроэнергией и т.д.), но за всем этим стоят люди, наши горожане, это рабочие места и отчисления в бюджет. Бизнес сложный, низкорентабельный, но только он один выполняет свою социальную функцию по распространению ежедневных СМИ. И это надо просто понимать, и если не помогать, то хотя бы не создавать дополнительных проблем.
- Каких стратегий следует придерживаться издателям и распространителям сегодня, чтобы выжить, учитывая экономическую ситуацию, а также конкуренцию?
- Надо почаще объединяться конкурентам для решения как частных, так и политических вопросов. У нас (я в данный момент имею в виду "Комсомолку") сейчас есть разные соглашения по разным вопросам с такими издателями, с которыми мы бы раньше никогда не вступали ни в какие альянсы. То же касается распространителей. Они уже плодотворно поработали вместе над шлифовкой упомянутой адресной программы, сейчас создают Общественный совет распространителей при комитете по печати Смольного. Ассоциация "Балтийская пресса" тоже активно участвует в этом процессе. В практике прошлых лет уже были успешные решения, когда распространители сами за круглым столом вырабатывали общие и единые критерии работы и взаимодействия на рынке. Эти решения способствовали динамичному развитию, не ограничивая конкуренции. Договоренности действовали до последнего времени. Есть надежда, что и в дальнейшем такой диалог будет осуществляться.
Источник: lenizdat.ru