15 декабря выходит последний номер журнала "Компьютерра" - еще один "павший" на поле боя печатной прессы и Интернет-СМИ.
В марте этого года, в статье для Regnum "Бумажные СМИ теряют читателей", я предрекал неминуемый коллапс ежедневных газет, особенно уповая на то, что паровозом нерентабельности станет "пресса спортивная" В заметке приводились различные методики и расчеты, начиная от тотального удешевления средств и способов доступа в интернет, и кончая демографическим фактором, при котором на смену убывающим естественным путем "читателям бумаги" приходят молодые, "поверхностно смотрящие" пользователи Интернет. Прогноз касался исключительно ежедневных газет.
Но, видимо, пришла пора и журналов. Из рассылки ЕЖЕ и статьи на ROEM.RU стало известно о печальном, но давно уже ожидаемом событии: 15 декабря выйдет последний номер знаменитого журнала "Компьютерра". Напомним, что ранее, в июне 2008 года издательский дом "Компьютерра" уже прекратил издание журнала "Домашний компьютер".
Дмитрий Мендрелюк, гендиректор ИД "Компьютерра", озвучил причину закрытия следующим образом:
"Стало понятно, что как средство коммуникации он рекламодателям стал неинтересен. Это не означало, что рекламы не будет - это означало, что рекламодатели будут двух типов:
- тем, кому надо отмыть вендорские деньги
- те, кто просто любит Инфобизнес по человечески, как читатель. (изданий, работающих исключительно на "отмыве бабла вендоров" сегодня на ИТ-рынке существенно больше половины). Само по себе это не так страшно - на этом можно было зарабатывать, хотя и противно"
Честно говоря, это высказывание меня изрядно удивило. Для СМИшников рекламные деньги никогда не пахли, а уж в компьютерной отрасли рекламодатели всегда были "белыми и пушистыми". И если кризис не в финансовой составляющей, то в чем же? Возможно, в словах Дмитрия Мендерлюка содержится большая доля лукавства. Если причина - не деньги, то...что? Неужели творческий кризис? Маловероятно.
Информированные источники (а в печальных случаях, подобных сегодняшнему, комментаторы предпочитают сохранять анонимность) утверждают, что предсказуемый конец "Компьютерры" случился из-за прекращения финансирования журнала компанией Интел по программе "Интел Инсайд". Т.е журнал практически стопроцентно сидел на игле "моноисточника" рекламы, разучившись работать с более мелкими рекламодателями. Кризис же внес печальные коррективы в рекламную политику. Кончились халявные деньги. От рекламных денег стали требовать возврата в виде результата.
Так это или нет, уже не имеет значения. Но от себя добавим, что массовая "компьютерная аудитория" - интернет-продвинута и предпочитает получать свежую и оперативную информацию непосредственно с интернет-сайтов. К тому же стоимость реального контракта для рекламодателя в интернет СМИ в разы дешевле, чем в бумажных.
Непонятна дальнейшая судьба издания. Делать ставку на сайт "Компьютерре", пожалуй, уже слишком поздно. При нынешней посещаемости в 36 000 человек ежедневно, сайт вряд ли сможет самостоятельно прокормить качественных журналистов. Закрытость статистики ресурса не позволяет проанализировать, насколько эти 36 тыс. читателей рекламно хороши. Да и конкурировать придется с весьма сильными соперниками типа 3Dnews.ru или ixbt.com, которые давно и успешно отрабатывают деньги рекламодателей.
Ну а в качестве эпитафии на закрытие, позволю себе процитировать отзыв пользователя Petr с сайта ROEM.RU:
"Плохая новость. Компьютерра один из немногих журналов, предлагающих думать. Это издание не о бездушных компьютерах. А об обществе, существующем рядом с компьютерами. Журнал, готовый погрузиться в проблематику циклом статей. Журнал, от которого не несет дурманом гонок за баблом. Журнал, строящий диалог с читателем. Как бы не ругали авторов и основателей журнала, Компьютерра - это оазис, который очень не хочется терять. Я не знаю другого издания способного заменить мне Компьютерра.
Вообще, бумажный журнал заставляет создателей более строго относиться к наполнению издания, к его объему. Бумажный журнал можно хранить и открыть в любое время. Ценность многих материалов Компьютерры - это долгий срок старения. Сайты рождаются и умирают. Их ценностное наполнение сносят взломщики или новые супер дизайны. Страницы современных сайтов заспамлены рекламой и нерелевантным контентом, словно чертики на полях учебника философии. Общество отучается думать. Пиплу нужен контент."
Жаль журнал и мне, и, видимо, вам, уважаемые читатели. В свое время, по качеству журналистики и разнообразию материалов, журнал "Компьютерра" часто сравнивали с знаменитым и культовым мастодонтом "Химия и жизнь". Сохраним же о нем светлую память.
Источник: Финам.Инфо