Порядка 10 российских глянцевых журналов в ближайшее время будут ликвидированы из-за последствий глобального экономического кризиса, сообщил в четверг вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов.
"Многие компании провели чтения бюджетов на следующий год и оценку экономической перспективности проектов. Эти советы проходят, и там продумывается, как будут публично оформлены эти закрытия", - сказал эксперт на Форуме европейских и азиатских медиа, сообщает РИА "Новости".
Он не перечислил названия этих изданий, но предложил интересующимся посмотреть каталог "Почта России" на следующий год и сравнить перечень с 2009 годом.
"Кто не объявил в подписку - это могильные камни", - отметил Гатов, добавив, что всего таких изданий порядка 200, но большинство из них малоизвестны широкой аудитории.
Кроме того, Гатов отметил, что покупка в конце ноября 100% акций издательством Axel Springer издательства Gruner+Jahr также не может пройти бесследно, так как оба издательства владеют журналами сходной тематики.
Что касается глянцевых изданий, то, по словам специалиста, ежемесячный выпуск такого журнала тиражом от 20 до 40 тыс. экземпляров обходится примерно в 100 тыс. долларов.
"Определенное количество денег потрачено в никуда, они не попали в капитал, просто выброшены. Многие издания лишили возможности журналистов развиваться, потому что заставляли делать бессмысленную работу", - указал эксперт.
Вместе с тем, он выразил оптимизм по поводу существования общественно-политических журналов.
"Не вижу пока причин для общественно-политических изданий, чтобы кто-нибудь из них ушел с рынка. Основные проблемы с изданиями пограничного характера", - сказал он.
По мнению Гатова, кризис 2008-2009 годов обострил противоречия в отрасли печатных СМИ, и сейчас в критическом состоянии находится традиционная редакционная модель газеты, главный конкурент которой - интернет и бесплатные новостные сервисы.
"Федеральные СМИ, кроме РИА Новости и некоторые других, зависят от рекламы от 40 до 90% выручки, от 50 до 100% прибыли. Рекламные поступления сократились на 40-50% в рублях, а это настоящая катастрофа", - сказал Гатов.
По его словам, усугубляет положение печатных СМИ и то, что совместные усилия печатных СМИ и традиционных телерадиокомпаний практически невозможны из-за жесткой конкуренции за деньги рекламодателей и интерес потребителей.
"Ошибка традиционных менеджеров в том, что они не смогли понять, что интернет - это не новая платформа, а принципиально новая реальность, в которой будет существовать человек", - отметил он.
Он также подчеркнул, что дальнейшее служение аудитории печатных СМИ ведет к дальнейшему спаду рекламных поступлений, новой волне сокращения доходов и падению качества контента.
Более оптимистичный взгляд на положение печатных СМИ высказал главный редактор журнала "Стратегия и практика издательского бизнеса" Алексей Панкин. По его словам, и в 2020 году люди все равно будут покупать бумажные носители.
Он отметил, что лучше всего кризис переносят локальные издания с четкой целевой аудиторией и зависящие от продаж тиража, то есть от читателя.
"Это может быть надежда или передышка, но есть весьма устойчивые сегменты на газетном рынке", - сказал Панкин.
В свою очередь, директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер в своем выступлении назвал несколько тревожных, на его взгляд, тенденций в современной журналистике, в частности, приравнивание интернет-блогеров и профессиональных журналистов.
"Это означает полное вымывание профессионализма и то, что профессиональные и правовые стандарты исчезнут, ведь их невозможно привить всему населению", - отметил Рихтер.
Еще одним сложным вопросом он назвал переход России на цифровое телевидение. По его словам, до окончательного перехода остается не более 5 лет, а вопрос о содержании (контенте) цифрового телевидения до сих пор не решен. И, наконец, еще одной опасной тенденцией в журналистике он назвал рост плагиата. В этой связи он отметил информационное агентство РИА Новости, которое, по его словам, активно борется с воровством новостей, что способствует значительному повышению качества новостного продукта.
Источник: Взгляд