Распространение газет и журналов играет значительную роль в обеспечении конституционного права граждан на получение достоверной информации. При этом стабильность функционирования рынка прессы во многом зависит от применения экономически обоснованных принципов расчётов между издателем и распространителем. Важным показателем, характеризующим доходность или убыточность дистрибуторского бизнеса, является рентабельность распространения, определяемая на основе «отраслевых норм рентабельности», которые рассчитываются по каждому конкретному сегменту рынка.
В последний период рентабельность бизнеса распространения печати в России ежегодно снижается. Относительно высокая рентабельность в мини-маркетах прессы и магазинах обусловлена тем, что основной оборот приходится не на периодику, а на другие группы товаров. Кроме того основу оборота периодики составляют издания средней и высокой ценовой категории.
Для оптового и мелкооптового сегментов характерной особенностью являются высокие затраты на содержание этого вида бизнеса в целом и большие логистические затраты. Оборот оптовой торговли снижается, издержки растут, и, как следствие, этот сегмент последние годы находится на уровне нулевой рентабельности.
В киосковых сетях, при отсутствии свободного доступа к изданиям, и оптовых магазинах, клиентами которых являются преимущественно ручники и лоточники, основной оборот приходится на издания низкой ценовой категории. Помимо этого в киосковых сетей низкий уровень рентабельности провоцирует высокая доля постоянных затрат. Отсюда низкий, а в оптовых продажах и вовсе отрицательный, уровень рентабельности. На ситуацию также сильно влияют ограничения на ассортимент и запрет на продажу табачных изделий в киосках прессы.
В сетях супермаркетов низкая рентабельность обусловлена деструктивными действиями ритейлеров, которые стремятся получить максимальную прибыль от продаж периодики, включая рекламные доходы. Кроме того, для данного сегмента характерны высокие затраты на логистику в связи с поштучной технологией обработки продукции и значительные объёмы ремиссионного потока.
В целом снижение рентабельности распространения происходит из-за постоянного роста затрат, который опережает рост доходов, а также низкий маржинальный доход распространителей, вызванный низкой ценой периодических изданий, не способной покрыть издержки на организацию продаж.
Затраты увеличиваются в результате повышения арендной платы, тарифов на электроэнергию, на логистические услуги. К ним прибавляются дополнительные издержки, вызванные ростом бонусных выплат сетям супермаркетов, присутствием в сетях значительного числа изданий с нулевой или отрицательной рентабельностью по продажам, снижением количества функционирующих киосков из-за нехватки торгового персонала.
На современном этапе решение задач совершенствования системы распространения периодической печати, в том числе проблемы обеспечения экономически обоснованного уровня рентабельности распространения, невозможно без объединения усилий издателей и распространителей на принципах равноправного делового партнёрства, уважения интересов друг друга.
Правление АРПП рекомендует:
- всем операторам рынка осуществить меры, направленные на минимизацию издержек и достижения среднеотраслевого показателя рентабельности до следующего уровня – 2-3% в опте, 3-4% при дистрибуции прессы в сетевых магазинах самообслуживания, 6-8% в рознице;
- подписным агентствам при заключении договоров на подписку устанавливать агентское вознаграждение на уровне 3-5%.
Правление АРПП
В последний период рентабельность бизнеса распространения печати в России ежегодно снижается. Относительно высокая рентабельность в мини-маркетах прессы и магазинах обусловлена тем, что основной оборот приходится не на периодику, а на другие группы товаров. Кроме того основу оборота периодики составляют издания средней и высокой ценовой категории.
Для оптового и мелкооптового сегментов характерной особенностью являются высокие затраты на содержание этого вида бизнеса в целом и большие логистические затраты. Оборот оптовой торговли снижается, издержки растут, и, как следствие, этот сегмент последние годы находится на уровне нулевой рентабельности.
В киосковых сетях, при отсутствии свободного доступа к изданиям, и оптовых магазинах, клиентами которых являются преимущественно ручники и лоточники, основной оборот приходится на издания низкой ценовой категории. Помимо этого в киосковых сетей низкий уровень рентабельности провоцирует высокая доля постоянных затрат. Отсюда низкий, а в оптовых продажах и вовсе отрицательный, уровень рентабельности. На ситуацию также сильно влияют ограничения на ассортимент и запрет на продажу табачных изделий в киосках прессы.
В сетях супермаркетов низкая рентабельность обусловлена деструктивными действиями ритейлеров, которые стремятся получить максимальную прибыль от продаж периодики, включая рекламные доходы. Кроме того, для данного сегмента характерны высокие затраты на логистику в связи с поштучной технологией обработки продукции и значительные объёмы ремиссионного потока.
В целом снижение рентабельности распространения происходит из-за постоянного роста затрат, который опережает рост доходов, а также низкий маржинальный доход распространителей, вызванный низкой ценой периодических изданий, не способной покрыть издержки на организацию продаж.
Затраты увеличиваются в результате повышения арендной платы, тарифов на электроэнергию, на логистические услуги. К ним прибавляются дополнительные издержки, вызванные ростом бонусных выплат сетям супермаркетов, присутствием в сетях значительного числа изданий с нулевой или отрицательной рентабельностью по продажам, снижением количества функционирующих киосков из-за нехватки торгового персонала.
На современном этапе решение задач совершенствования системы распространения периодической печати, в том числе проблемы обеспечения экономически обоснованного уровня рентабельности распространения, невозможно без объединения усилий издателей и распространителей на принципах равноправного делового партнёрства, уважения интересов друг друга.
Правление АРПП рекомендует:
- всем операторам рынка осуществить меры, направленные на минимизацию издержек и достижения среднеотраслевого показателя рентабельности до следующего уровня – 2-3% в опте, 3-4% при дистрибуции прессы в сетевых магазинах самообслуживания, 6-8% в рознице;
- подписным агентствам при заключении договоров на подписку устанавливать агентское вознаграждение на уровне 3-5%.
Правление АРПП