В течение 2009 года издательский бизнес претерпевал изменения, вызванные финансовым и экономическим кризисом. Одни издания закрывались, другие уменьшали периодичность выходов, выпуская сдвоенные номера. Издатели выживали, как могли, но без потерь не обошлось. На уходящий год мы посмотрели глазами Сергея Цыганова - исполнительного директора ИД «Собеседник» - одного из крупнейших издателей в России.
- Прошедший год стал серьезным испытанием для российской экономики, кризис нанес серьезный удар по многим отраслям производства, в том числе и по издательскому бизнесу. Закрылись многие газеты и журналы, сократились тиражи большого числа периодических изданий, упали рекламные поступления. Как выживал в 2009 году издательский дом «Собеседник»?
- Слово «выживал» к нашему издательскому дому в данном случае не подходит. Коллектив издательства, а его численность 150 человек, спокойно и стабильно трудился, год можно назвать успешным по тиражным, финансовым и другим показателям. В феврале мы отметили 25-летие газеты «Собеседник» и всего издательского дома, весь год прошел под знаком юбилея, а это не могло не дать положительных результатов. Для нас юбилейная программа была прежде всего не праздником, активизацией рекламной и PR-работы, а серьезной комплексной программой повышения конкурентных возможностей наших изданий, достижения хороших тиражных и финансовых показателей: в уходящем году мы серьезно обновили контент и дизайн наших основных изданий, некоторые издания, например такое, как журнал «Здоровье в доме», стали кардинально другими; розничные отпускные цены мы незначительно повысили лишь на несколько изданий из 15 наших газет и журналов, чтобы они были доступны читателям; малозатратные, но неординарные подписные кампании позволили нам сохранить подписные тиражи восьми наших газет и журналов, распространяемых в том числе и по подписке; плотная взаимозаинтересованная работа с типографиями позволила сократить затраты на полиграфию; удалось многое сделать со знаком «плюс». К сожалению, кризис имел для нас и целый ряд отрицательных последствий: рекламные поступления сократились на 20-22%, значительно упали доходы от спецпроектов, но в целом год был интересным, насыщенным и успешным. Тиражи газеты «Собеседник» за год выросли на 7%, немного, но выросли тиражи и других наших основных изданий, во втором полугодии наметилась положительная тенденция в рекламных поступлениях, мы научились больше зарабатывать на спецвыпусках наших изданий.
- То, что Вы нам сейчас рассказали, как-то не соответствует информации, поступаемой из редакций других газет и журналов. Можно ли говорить о каком-то особом феномене «Собеседника»?
- Нет никакого особого феномена, хотя сегодня издательский дом «Собеседник» по форме собственности и ряду других показателей серьезно отличается от других издательских домов. Акционерами издательства с начала 90-х годов являются работающие в нем члены трудового коллектива, за которыми не стоят олигархические структуры, банки; у нас нет бюджетных вливаний, мы всегда полагались только на себя и свои возможности. Процесс оптимизации бизнеса, сокращения затрат, повышения рентабельности у нас никогда не прерывается. Понимая, что 2009 год будет трудным, мы к нему серьезно подготовились, сделав то, что сделали и многие другие, например, немного изменив форматы изданий, мы стали экономить значительные средства на закупках бумаги, транспортировке тиражей; во внутренних блоках ряда изданий мы стали использовать более дешевую бумагу; проведя перегруппировку изготовления тиражей наших изданий по типографиям, мы получили от типографий «пакетные» ценовые скидки; удалось оптимизировать затраты в логистике и на других участках работы. Чудес нет, есть ежедневная кропотливая работа.
- Оптимизируя расходы издательства, сокращали ли Вы сотрудников, их зарплату, гонорары?
- В 2009 году мы издавали все наши издания, увеличили периодичность выпусков некоторых из них, готовили спецвыпуски журналов. Объемы работы коллектива не сократились, а увеличились. Оснований для сокращения сотрудников, их зарплаты не было. Готовясь к трудному 2009 году, не зная до конца, что нас ожидает, мы впервые за последние пятнадцать лет в конце 2008 года не увеличили зарплату сотрудников в связи с инфляционными потерями, но зато в 2009 году мы частично компенсировали сотрудникам эти потери выплатой премий.
- Какие новые формы расширения читательской аудитории изданий ИД «Собеседник» Вы сегодня используете?
- Мы пытаемся учиться на ошибках и просчетах других, используем, как правило, традиционные оправдавшие себя формы работы, каких-то особых оригинальных нововведений нет. Как и у всех, у нас идет интенсивная работа по развитию сайта издательства, росту числа его посетителей. Прогресс есть, но каких-то значительных результатов мы пока не добились. К сожалению, интернет-сайт - это пока убыточное, нерентабельное направление в нашем бизнесе, но на рост читательской аудитории наших изданий сайт несомненно работает.
- Сергей Валерьевич, каков общий тираж изданий ИД «Собеседник»? Как тиражные и другие показатели работы издательства будут меняться в 2010 году?
- Общий месячный тираж тринадцати наших еженедельных газет и журналов, журнала «Только звезды», выходящего два раза в месяц, и выпусков бюллетеня «Библиотека «Собеседника» в 2009 году в среднем составлял около 6 миллионов экземпляров. Особенно трудным для розничных продаж был 1-й квартал уходящего года, были потери в продажах; во 2-м квартале продажи стабилизировались; 3-й и 4-й кварталы отмечены ростом розничных продаж. Подписные тиражи основных изданий во 2-м п/г сократились на 1,5-2%, результаты подписной кампании на 1-е п/г 2010 года будут доступны в третьей декаде декабря, тем не менее, по предварительным прогнозам, мы ожидаем не только восстановления тиража по ряду изданий, но и роста объема подписки по основным информационным проектам. В условиях уменьшения рекламных поступлений мы делали ставку на увеличение доходов от розничных продаж и подписки. Динамика розничных продаж, рекламных поступлений во 2-м полугодии т.г. позволяет рассчитывать на оживление издательского бизнеса в 2010 году, постепенное возвращение утраченных во время кризиса позиций. Тиражные, рекламные, финансовые планы служб дирекции издательства на 2010 год мы рассчитываем на основе положительных трендов 3-4-го кварталов 2009 года, т.е. планируем улучшение всех показателей: рост тиражей, продаж, рекламных поступлений.
- Можно ли говорить о каких-то уроках, положительных итогах кризиса для издательского бизнеса?
- Конечно, кризис может быть, жестко, по-рыночному изменил к лучшему ситуацию в издательском бизнесе и смежных с ним сферах. Ушли и уходят с рынка убыточные, ненужные читателю издания, выпускавшиеся в свет за счет денег богатых учредителей или бюджетных средств. В условиях кризиса не стало легких, лишних денег. Естественно, нам конкурировать с такими изданиями было практически невозможно, они «засоряли» рынок, их появление нарушало все основополагающие принципы рыночного ведения дел.
Кризис уменьшил до разумных рыночных размеров зарплаты целого ряда категорий сотрудников издательств, которые хотели получать и в итоге получали высокие оклады, реально их не отрабатывая. До кризиса уровень зарплат сотрудников в российских издательствах был на уровне, а то и выше зарплат сотрудников крупнейших успешных европейских издательств, с которыми мы реально не могли конкурировать.
Во многом благодаря кризису разумными стали цены на печать СМИ в российских типографиях. Сегодня пошел очень серьезный отток российских издателей из зарубежных типографий в российские. Это очень важная положительная тенденция.
Кризис стал хорошим учителем для менеджмента российских издательств, утерянные высоты в 2010-2011 годах будут возвращены, потому что мы учимся работать малозатратно, эффективно и в то же время на уровне высоких европейских и мировых стандартов.
- Ваши пожелания нашим читателям в Новом году?
- Всем хочется пожелать стабильности, спокойствия, успешной работы, благополучия и здоровья, любви, побольше детей и внуков!
Источник: ИД "Собеседник"