Доходы от рекламы в прессе в январе - ноябре 2009 г. снизились по сравнению с теми же месяцами 2008 г. на 41% и составили 19,8 млрд руб., подсчитал аналитический центр "Видео интернешнл" (АЦВИ). Это немного оптимистичнее данных за январь - август: за первые восемь месяцев, по данным АЦВИ, печатные СМИ заработали на 43% меньше прошлогоднего - 16,3 млрд руб.
Президент издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев говорит, что уже заметил замедление падения рынка. "Рынок отреагировал на кризис, начавшийся в октябре 2008 г., стабильным падением. По сравнению с показателями 2007 г. [тогда] рост измерялся не десятками процентов, а единицами", - вспоминает он. Показатели декабря 2009 г. будут лучшими в этом году, надеется Шкулев. Например, доходы телегида "Антенна-телесемь" в одну из недель декабря были докризисными, радуется он.
"Улучшение пока в пределах погрешности, изменения ситуации на рынке не ощущается", - возражает Елена Мясникова, гендиректор издательского дома Independent Media Sanoma Magazines. Она ожидает, что падение продолжится и в январе - феврале 2010 г. "Улучшения на рынке не следует ждать раньше марта", - считает Мясникова.
Шкулев говорит, что из товарных категорий больше всех рекламируются товары массового потребления: алкоголь, ритейл, косметика, медицинские услуги и БАДы. По данным АЦВИ, единственными рекламодателями, бюджеты которых на рекламу в прессе выросли, остаются табачные компании - прирост составил 12%. Алкоголь потерял 40%, косметика - 45%, медицина и БАДы - 45%. Наихудшие показатели у категорий "недвижимость" (минус 69%), "бытовая техника" (минус 61%) и "финансовые и страховые услуги" (минус 56%).
"Рост рекламы табака объясняется просто. Табачные изделия по российскому законодательству могут рекламироваться только в печати и в точках продаж, а продвижение через телеканалы, радиостанции и наружную рекламу запрещено, все инвестиции идут в печать", - объясняет прирост сотрудник одной из табачных компаний. Падение рекламы бытовой техники в прессе тоже закономерно, считает Леонид Тюкавкин, вице-президент по стратегии торговой сети "Техносила": например, его компания с начала 2009 г. делает акцент в продвижении на телевидении и в рекламных листках.
* * *
Худший год
Траты на рекламу в мире в 2009 г. могут сократиться примерно на 10% до $443,7 млрд, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на исследование ZenithOptimedia (подразделение Publicis Groupe, одного из крупнейших в мире рекламных агентств): маркетологи отреагировали на кризис сокращением рекламных бюджетов. Снижение расходов в США составило 13%. "Похоже, это худшее, что рынок видел с момента Второй мировой войны: что-то между плохим и ужасным", - сказал генеральный директор Zenith Стив Кинг.
Источник: Ведомости