В последнее время в СМИ появилось значительное количество публикаций о состоянии и проблемах национального тиражного аудита. Эта тема периодически активизируется в общественных дискуссиях, в ходе отраслевых мероприятий, встреч участников рынка прессы.
Обострение высказываний по данному вопросу, на наш взгляд, связано с тем, что кризис вынудил рекламодателей более тщательно подходить к отбору изданий, в которых размещаются рекламные материалы. Естественно, предпочтение отдаётся газетам и журналам, имеющим наибольшую аудиторию. В этих условиях определяющее значение приобретают сведения о реальных тиражах, проданных читателям, а не отпечатанных в типографиях.
Обострение высказываний по данному вопросу, на наш взгляд, связано с тем, что кризис вынудил рекламодателей более тщательно подходить к отбору изданий, в которых размещаются рекламные материалы. Естественно, предпочтение отдаётся газетам и журналам, имеющим наибольшую аудиторию. В этих условиях определяющее значение приобретают сведения о реальных тиражах, проданных читателям, а не отпечатанных в типографиях.
По мнению ряда участников рынка, действующая в стране система аудита изданий (НТС) несовершенна, встречает недоверие у рекламных агентств, вызывает недовольство крупнейших издателей. В определённой степени по этим причинам сокращаются рекламные поступления в печатные СМИ. В результате уменьшаются тиражи, издатели и распространители несут убытки. Как показывает практика, попытки реформировать нынешнюю систему аудита изданий, реализовать задачу обеспечения прозрачности тиражей успеха не принесли.
Складывается впечатление, что руководство Национальной тиражной службы проводит мониторинг тиражей изданий исключительно для «внутреннего» потребления, да и охват НТС печатных СМИ составляет 0,7 процента от всех зарегистрированных в России газет и журналов. Мы с сожалением вынуждены констатировать, что АРПП, как один из учредителей НТС, несмотря на неоднократные напоминания, перестал получать отчёты наблюдательного совета этой организации с 2003 года.
Ассоциация распространителей печатной продукции поддерживает намерения ведущих издателей России создать новую организацию для тиражного аудита. Считаем, что основной целью этой независимой, объективной структуры, в состав учредителей которой должны войти отраслевые общественные объединения и ассоциации рекламодателей, призвано стать обеспечение участников рынка достоверной информацией о продажах газет и журналов, как в розницу, так и по подписке.
Опыт создания и эффективной работы национального тиражного аудита имеется во многих европейских странах. В России, к сожалению, зарубежные наработки пока не находят конструктивного воплощения. Полагаем, что выход на рынок и укрепление на нём новой организации, как, возможно, и других альтернативных форм, призванных отслеживать реальные продажи печатных СМИ во всех сегментах дистрибуции, отвечает требованию времени и является необходимым, принципиально важным условием формирования в стране здоровой конкурентной среды в медиабизнесе.
Мы готовы активно участвовать в этом процессе во взаимодействии с другими организациями отрасли.
Пресс-служба АРПП