Джефф Безос: "Покупатель всегда прав"


Выдержки из интервью, которое дал американскому журналу Newsweek Джефф Безос, основатель и руководитель компании Amazon.com.

- У Amazon был потрясающий год, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Как Вам это удалось?

- Это все азы: широкий выбор, низкие цены и надежная, удобная, быстрая доставка. Этот подход, существующий на протяжении уже 14 лет, приносит плоды и сегодня. Я всегда говорю: если у нас был отличный квартал, то причина тому - наша работа три, четыре, пять лет назад. А не то, что мы отлично поработали именно в этом квартале.

- Магазин Amazon начинал работу как ритейлер. Сегодня количество предлагаемых услуг расширилось. Как Вы определяете, чем является Amazon сегодня?

- Мы начинаем с потребностей покупателя и двигаемся в обратном направлении. Изучаем, какие навыки необходимы, чтобы обслужить покупателя. Выстраиваем технологии, которые нам понадобятся, чтобы обслужить покупателя. Второй момент - мы ведь изобретатели, поэтому можем позволить себе осваивать новые территории. Мы идем по непроторенным дорожкам и смотрим, что будет в конце. Иногда там тупик. Иногда эти дороги переходят в широкие улицы, и мы приходим к чему-то действительно интересному. И третий момент, мы стараемся ориентироваться на долгосрочный эффект, что, я думаю, одна из редчайших черт. В корпоративном мире ставка на долгосрочность встречается не так часто. Но многие из важнейших вещей, которыми мы занимаемся, требуют много времени.

- Вы говорили, что Kindle может считаться примером работы от потребностей покупателя. Не могли бы Вы пояснить?

- Есть два пути, по которым идут компании. В одном случае они просто берут на учет все свои навыки и компетенции и затем рассуждают: "Окей, что еще мы можем делать при помощи этого набора навыков и компетенций?" И это очень верный подход, который всем компаниям стоит использовать. Но есть и другой, который предусматривает долгосрочный эффект. Вместо того, чтобы спросить себя, каковы наши сильные стороны и что еще мы можем сделать с их помощью, мы спрашиваем: кто наши клиенты? Чего они хотят на самом деле? И затем мы предоставляем им это, вне зависимости от того, есть ли у нас нужные навыки или нам придется их освоить - хоть бы это заняло и много времени. Kindle - пример как раз такой работы.

- Удивил ли Вас успех Kindle?

- Я был поражен. Два года назад никто из нас не ожидал того, что случилось так скоро. Это наш абсолютный бестселлер сегодня. Это самый желанный продукт, судя по количеству людей, добавивших его в свой виш-лист. И я говорю не только об электронике, а обо всех категориях продуктов. Мы годами торговали печатными книгами, а сегодня продажи вариантов изданий для Kindle составляют 48% от продаж тех же книг в печатном виде. По сравнению с маем это рост в 35%. Бизнес растет очень быстро. Для нас это не только бизнес. У нас есть и миссионерский пыл. Мы чувствуем, что Kindle - это нечто большее, чем мы.

- Стив Джобс когда-то предсказал неудачу Kindle, потому что "люди больше не читают".

- Ну, я думаю, чтение заслуживает специального устройства. Для людей, которые читают, чтение важно. И им не захочется читать три часа со светящегося LCD-дисплея. Он хорош для малой формы. Вот еще по-настоящему важный момент - мы, люди, эволюционируем вместе с нашими инструментами. Мы изменяем наши инструменты, а инструменты изменяют нас, и цикл повторяется. За последние 20 лет устройства вроде смартфонов и компьютеров, подключенных к Интернету, сместили нашу цивилизацию в сторону малой формы. Мне нравится мой BlackBerry. Он прекрасно подходит для чтения электронной почты. То же касается и настольного компьютера. Я с радостью читаю короткие статьи или посты в блогах. Но я не хочу читать на компьютере 300-страничную книгу. А Kindle как раз и привносит удобство беспроводного сетевого соединения в процесс чтения произведений крупной формы.

- Настанет ли следующий этап, когда роман будет изобретен заново, и новые цифровые носители дадут жизнь новым формам искусства?

- К перспективе "переизобретения" романа я отношусь скептически. Медицинский учебник или что-то подобное, действительно созрел для этого. Можно легко себе представить анимацию бьющегося сердца. Но роман, я думаю, будет процветать в своем нынешнем виде. Это не значит, что не появятся новые формы повествования. Очень даже может быть, что появятся. На самом деле, наверняка появятся. Но сомневаюсь, что они вытеснят роман.

- То есть планшет от Apple может дополнить Kindle?

- Конечно. У нас есть Kindle для PC. И мы работаем над Kindle для Mac. Наша цель - дать вам возможность читать версии книг для Kindle на тех устройствах, на которых вы хотите.

- Так заботят ли Вас в принципе продажи устройства Kindle?

- Заботят, разумеется. У нас разные цели для устройства Kindle и книжного магазина Kindle. Для магазина цель - дать вам возможность читать на чем пожелаете. А для устройства Kindle цель - стать лучшим в мире специальным устройством для чтения. Это не устройство "на все случаи жизни". Оно не будет делать кучу разных вещей. Но мы убеждены, что чтение заслуживает специального устройства, и хотим, чтобы этим устройством был Kindle. Это как цифровая камера. Мне нравится иметь камеру в смартфоне, но я предпочитаю пользоваться отдельным устройством, когда хочу сделать хорошие фотографии.

- Как Вы думаете, исчезнут ли бумажные книги со временем?

- Да. Не знаю, как скоро это случится. Мы любим, когда нам рассказывают истории, и любим блуждать в созданных авторами мирах - это никуда не денется. Но печатной книге уже 500 лет. Это, наверное, самая успешная технология из когда-либо существовавших. Чего-то более долгоживущего так сразу и не назовешь. Если бы Гуттенберг ожил сегодня, он бы узнал бумажную книгу и знал бы, как ей пользоваться. Учитывая все прочие изменения в мире, просто удивительно, насколько неизменной оставалась книга все это время. Но никакая технология, даже такая изящная, не может быть вечной.

- Читаете ли Вы до сих пор книги на бумаге?

- По возможности нет.
 
Источник: pro-books.ru