Прогнозы о рынке печатных СМИ на 2010 год

Александр Оськин, председатель правления АРПППРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НА 2010 ГОДВ самом начале года мы прогнозировали и сокращение спроса потребителей, и падение тиражей, и закрытие изданий — все это сбылось. Также мы полагали, что с  рынка уйдет много лишнего, того, что не пользуется спросом у населения. В этом плане кризис был очистительным — он позволил мобилизоваться, сократить затраты, издержки, выжить сильнейшим. Так что год был трудным, но в чем-то даже полезным, и мы его преодолели, я считаю, успешно.

Мои прогнозы на следующий год умеренно пессимистичны. Я  предвижу,  что увеличится спрос на дешевые издания и издания средней ценовой категории, а количество «дублеров» в одном сегменте будет сокращаться. Кроме того, я предвижу дальнейшее усиление роли Интернета. Это означает, что спрос на ежедневные газеты будет падать, они окажутся в трудном положении.

Думаю, что тенденция будет следующая: чем меньше периодичность выхода издания, тем лучше спрос. Кроме того, будет отмечаться интеграция в СМИ и мультимедийность, т.е. издатель будет создавать контент и распространять его на всех возможных носителях. А дистрибутор будет распространять не только печатные СМИ, но и другие носители, где можно представить контент.

Раиса Неяглова-Колосова, вице-президент ИД «Эдипресс-Конлига»

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НА 2010 ГОД

Огромный потенциал видим в журналах о загородной жизни, в родительской теме, где собираемся серьезно укрепиться в интернет-пространстве. Есть планы реанимировать закрытый когда-то наш учебный центр «Академия индустрии моды». Опять есть спрос.

Думаю, что рекламные бюджеты все еще будут гораздо меньше, чем в докризисный период. Выживут только профессиональные издательские дома. Все журналы, являвшиеся для своих учредителей непрофильными активами, закроются. Рынок станет более однородным, с точки зрения присутствующих на нем игроков, издатели будут искать пути продажи контента через новые каналы.

Надежда Прусенкова, руководитель пресс-службы «Новой газеты»

ПЛАНЫ НА 2010 ГОД

Не останавливаться на достигнутом. Будем осваивать новые формы и форматы. Планируем усилить и развить наш интернет-сайт, развиваем наш блог, планируем сделать полномасштабный мультимедийный проект. И делать интересную качественную газету - то, что мы умеем лучше всего.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НА 2010 ГОД

Отрасль печатных СМИ находится в довольно печальном положении - тут и кризис, и жесткая конкуренция со стороны электронных СМИ, которые занимают все большее пространство информационного поля. К тому же их производство обходится в разы дешевле, чем печатная продукция. Однако не думаю, что в ближайшие годы произойдет резкий отказ от бумаги - все-таки в нас сильна еще мышечная память бумажных листов и офсетной печати, так что газеты жить будут. Но если раньше развитый сайт был дополнением к основному, печатному изданию, то сейчас это его неотъемлемая часть. И конвергенция будет продолжаться.
 
Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор издательского дома «Бурда»

«ПРИШЛО ВРЕМЯ МЕНЯТЬ ТРАДИЦИИ»

В конце 2009 года отрасль печатных  СМИ стабилизировалась и вернулась к нормальному темпу развития. После мощного скачка продаж рекламы в 2008 году не подкрепленного экономикой, произошла коррекция всех рынков, в том числе и рынка печатных СМИ. Сейчас отрасль достигла той отправной точки, с которой снова начнется рост. И этот рост будет связан с качественными изменениями в издательском бизнесе.

2009 год принес нам осознание того, что печатные СМИ находятся на пороге новой ступени развития. Примерно так же, как когда-то на смену профессии наборщика текстов в редакции пришел компьютер, меняется облик традиционных для отрасли профессий — редактора, верстальщика, корректора. Им на смену придут мультиредакторы, которые будут выполнять все эти функции.

Постепенно издатели поймут — пришло время инвестировать в технологии: software, редакционные программы, новое оборудование. На первый план в издательском бизнесе выходят инновации и творческий подход к делу. А те, кто не успеет перестроиться и не начнет шагать в ногу со временем, уже в 2010-2011 гг. столкнутся с новыми сложностями.

В 2009 году мы поняли, что тот внутренний кризис, который сейчас переживают газеты и журналы, не является экономическим. Это не отголосок кризиса ликвидности, а кризис самого понимания системы. Поэтому в первую очередь СМИ необходим хороший менеджмент, который даст новые импульсы, выведет на новую ступень развития. Традиционные печатные СМИ останутся, в целом, важнейшими источниками информации и развлечения для потребителей.

Для меня, как для руководителя, 2009-й был годом тяжелых решений. Из-за структурных изменений в компании и оптимизации производства пришлось расстаться с хорошими сотрудниками. Благодаря новым технологиям, с которыми мы работаем уже сегодня, человеческий ресурс из количественного превращается в качественный, но каждая потеря все равно воспринимается тяжело.

В 2010 году издательский дом «Бурда» планирует обширные инвестиции в новые проекты, а также развитие тех проектов, которые появились на рынке в 2009 году.

Источник: «Новости СМИ» №24 (288) декабрь 2009