- Отношение к журналистам в Грузии - какое?
- Разное. Но в целом уважительное. Поскольку государство не вмешивается в работу журналистов, то и имидж у них скорее складывается от их профессионализма. Хороший журналист уважаем, прохой - презираем. Но у каждого журналиста есть свои поклонники.
- Что отличает журналистов Грузии от российских коллег?
- Во многом похожи, если говорить о наследии советской журналистики. Но главное и основное отличие - свободолюбие. Грузинского журналиста невозможно унизить, и власти это знают и поэтому не предпринимают против журналистов никаких мер, кроме тех редких случаев, когда случаются конфликты с региональными чиновниками. Если необходимо, грузинские журналисты всегда вступятся за своего коллегу, защитят его.
- Опасно ли в Грузии работать журналистом? Раскрываются ли преступления, совершаемые против журналистов?
- Смотря что вы имеете в виду под преступлениями. Конечно, конфликты случаются, в том числе и серьезные, но не убийства (последнее и единственное за 15 лет, возможно, связанное с профессиональной деятельностью, было в 2001 году). Чаще всего это конфликты с чиновниками, когда разговаривают на повышенных тонах. Есть проблемы с доступом к информации, но не в таком масштабе, как в России.
- Как коллеги в Грузии защищены на законодательном уровне?
- По мнению экспертов, в частности, профессора Андрея Рихтера из МГУ, в Грузии лучшее законодательство в области СМИ не только в бывшем СССР, но и в странах Восточной Европы. Во-первых, Грузия единственная страна на постсоветском пространстве, в Конституции которой запрещено создание государственных СМИ. Во-вторых, лучший закон о свободе информации. В-третьих, из уголовного кодекса изъяты все статьи, которые могут быть применены против журналистов. Наконец, в Грузии нет института аккредитации, и все иностранные журналисты вольны ехать, куда они хотят и когда они хотят: никто не требует от них получения разрешений.
Несмотря на это, в Грузии также, как и на всем постсоветском пространстве, уровень правовой безграмотности очень высок. Это наследие советской журналистики.
- Если ли профсоюз журналистов в Грузии?
- К сожалению, нет. Была попытка создания Совета по прессе, еще несколько лет назад, но он по-прежнему практически бездействует. Надеюсь, что все-таки журналисты поймут, что это необходимо сделать - и создать профсоюз, и попытаться реанимировать Совет по прессе.
- Как кризис коснулся медиа-отрасли Грузии?
- Сложно сказать. Поскольку в Грузии нет регулирующих организаций - ни министерства, ни каких-либо государственных органов, то и определить уровень зависимости СМИ от кризиса невозможно. СМИ - частный бизнес, поэтому информация закрыта, то есть ее может дать только владелец, если захочет.
- СМИ Грузии - у них свой путь или они используют западный опыт?
- Вообще-то у Грузии есть опыт свободной журналистики. Еще Илиа Чавчавадзе издавал журнал «Вестник Грузии (Сакартвелос моамбэ)» и газету «Иверия». В 1917 году выходила газета "Сакартвело". Конечно, грузинские журналисты изучают и западный опыт, разные школы журналистики, но, думаю, в Грузии, скорее всего, грузинская журналистика.
- Есть ли СМИ, критикующие власть?
- Простите, мне даже стыдно отвечать на этот вопрос. В Грузии, за редким исключением, все газеты не просто критикуют власть, очень даже сильно критикуют. О телеканалах я уже говорил. К этому стоит добавить и с десяток радиостанций, где также много оппозиционного. Даже на Первом канале Общественного вещания Грузии, как мне однажды призналась ведущая политического ток-шоу Эка Квеситадзе, она намеренно приглашает 70 процентов оппозиционеров, чтобы ее, супругу высокопоставленного чиновника, не заподозрили в пропаганде.
- Планируете ли сами продолжать руководить Центром экстремальной журналистики?
- Формально я остаюсь директором, техническими вопросами занимается мой заместитель.
- Изначально проскальзывала информация, что на "Первом Кавказском" вы будете заниматься подготовкой кадров. Действительно ли в ваши обязанности входит подготовка кадров, как сообщалось ранее?
- Я не отвечаю за информацию, которая "проскальзывает". Я ведущий одной из программ, называется она "Грузия с Олегом Панфиловым". Программа публицистическая, к политике не имеет никакого отношения. Снимается в экспедициях по разным регионам Грузии - памятники истории и культуры, искусство, традиции, разные народы, судьбы...
- Сложно ли было подобрать квалифицированные кадры для телеканала?
- Для нового канала всегда сложно подбирать кадры, но для этого есть генеральный продюссер, он этим и занимается. Моя работа также связана и с университетом Чавчавадзе, где я получил место профессора. Разрабатываю несколько проектов, в том числе и создание Школы безопасности журналистов - для постсоветского пространства, и, возможно, будет создана магистратура журналистики на русском языке - также для постсоветского пространства.
- При такой занятости время на отдых остается? Чему посвящаете свободное время?