Мы живем в период смены вех. Меняется мир, облик средств массовой информации, расстановка сил в медиапространстве. На волне обновленческих настроений, на волне желания построить новый мир, самопровозглашенные вожди медиареволюции отрекаются от старого мира, отряхивают со своих ног прах традиционных представлений о СМИ и пытаются навязать рынку новые правила игры.
Однако разрушить старый мир до основания пока что не получается, а старые механизмы все еще работают и даже имеют некоторый запас прочности. И все же даже самых консервативных игроков рынка не покидает ощущение, что отечественные средства массовой информации ждет череда грозных потрясений. Для того чтобы остаться на плаву и не быть низвергнутыми в пучины медиахаоса, участники «традиционных» сегментов рынка ищут для привычных механизмов новые алгоритмы работы.
Одним из таких механизмов, который до сих пор остается незаменимым, но, тем не менее, остро нуждается в обновлениях, является институт подписки, во многом до сих пор функционирующий по советским рецептам. Общероссийский рынок подписки сегодня находится на небольшом спаде — за осенне-зимнюю подписную кампанию в целом, объем собранных каталожных сумм снизился на 3,7% относительно аналогичного периода предыдущего года, разовый подписной тираж снизился на 1,3%. Тем не менее, в некоторых регионах РФ отмечается рост, а ряд изданий (прежде всего низкой и средней ценовой категории) показал серьезное увеличение подписных тиражей. Увеличение тиражей изданий с января
«Москвичка» |
1158,76% |
«Сила здоровья» |
331,20% |
«Шишкин лес» |
308% |
«Непоседа» |
273,64% |
«Моя прекрасная дача» |
261,30% |
«Зимняя вишня» |
97,77% |
«Сто вкусных блюд» |
56,74% |
«Мир детей и подростков» |
48,14% |
«Добрые советы. Дом в саду» |
25,57% |
«Жизнь» |
25,35% |
«Красная звезда» |
14,97% |
«Добрые советы. Люблю готовить» |
11,60% |
«Эхо планеты» |
7,66% |
«Burda/Бурда» |
4,94% |
«Здоровый образ жизни - вестник «ЗОЖ» |
3,78% |
Источник: АРПП
Необходимость что-то менять ощущается на всех уровнях, вплоть до высшего эшелона исполнительной власти. Выступая перед участниками XVII семинара Ассоциации распространителей печатной продукции, министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь ЩЕГОЛЕВ подчеркнул, что участникам российского рынка прессы необходимо приложить значительные усилия по качественной и технологической перестройке бизнеса, активнее использовать мультимедийные возможности. Министр отметил, что одной из самых актуальных проблем, связанных с подпиской, является вопрос, как сделать ее доставку экономически выгодной. Чтобы достичь этой цели, нужно, по мнению Игоря Олеговича, полностью изменить структуру работы механизма подписки: сменить технологически устаревшее оборудование, сделать ставку на новые динамичные кадры. О том, что система подписки, во всяком случае, самой традиционной — почтовой, будет в ближайшее время перестроена, доложила руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» Ольга КНЯЗЕВА. Она подчеркнула, что для того, чтобы успешно решить эту непростую задачу, необходим комплекс взаимосвязанные мероприятий, а решение отдельных проблем не даст необходимого эффекта и потребует существенно более высокого уровня инвестиций для достижения определенных в рамках каждого направления целевых показателей.
О том, что выживание подписки как института является делом принципа, говорят и издатели печатной прессы, а некоторые из них, как генеральный директор ЗАО «Коммерсанть-Пресс» Игорь ШАДРИН, и вовсе заявляют, что для газет сегодня приоритетным интересом является не розница, а именно подписка. Для того чтобы сделать подписку более эффективной, г-н ШАДРИН готов инвестировать в нее значительные средства. С ним солидарен и председатель Правления АРПП Александр ОСЬКИН, с сожалением отмечающий, что российские издатели не уделяют подписке должного внимания и отводят на ее развитие слишком маленькие доли своих бюджетов, в то время как без дополнительного финансирования развитие вряд ли возможно.
Как в один голос утверждают практически все игроки печатного рынка, сложившийся в нашей стране институт подписки весьма и весьма неоднороден. Это целый отдельный мир, раздираемый противоречиями и самыми разнообразными проблемами, причем проблемы эти у каждого сегмента свои. Если для почтовой подписки самый «больной» на сегодня вопрос — оптимизация работы почты, то у агентств, занимающихся альтернативной подпиской, свои болезни. Как отмечают эксперты, и в частности г-н ОСЬКИН, настоящей злокачественной опухолью этого сегмента стала порочная практика участия и побед в тендерах на обеспечение подписными изданиями госучреждений компаний-однодневок, которые, победив, просто уходят с рынка, не выполняя своих обязательств по доставке тиражей. С подобным поведением не так давно столкнулись чиновники сразу нескольких российских городов — Нижнего Новгорода, Воронежа и ряда других. Конечный адресат так и не увидел газет и журналов, на которые был подписан, а деньги из региональных бюджетов канули в очередную черную дыру. На этом фоне совершенно не удивительно, что госучреждения стремительно сокращают «факультативные» расходы на печатную прессу. Целый ряд экспертов сегодня говорит о том, что существующее в нашей стране законодательство, регулирующее проведение тендеров на подписку, далеко от совершенства и нуждается в скорейшей корректировке. Так, например, АРПП еще осенью была готова представить в Госдуму пакет предложений, направленных на урегулирование системы проведения тендеров.
Получит ли эта проблема свое решение, или инициатива АРПП так и останется гласом вопиющего в пустыне, покажет время; как покажет оно и то, сможет ли печатный рынок реконструировать механизм подписки. Во всяком случае, сегодня всем очевидно, что механизм этот покрыт ржавчиной и нуждается в немедленном ремонте.
КОММЕНТАРИИ
ОСЬКИН Александр, председатель правления АРПП
— Те, кто утверждает, что подписка как институт сегодня умирает, не правы. Подписка на печатную продукцию продолжает оставаться актуальной и популярной, в первую очередь, подписка по почтовым каталогам. «Почте России» удается сохранять невысокие цены. Это происходит, в первую очередь благодаря тому, что государственные дотации, выделяемые почте, покрывают расходы на доставку почти на 70%. Говорить о падении рынка почтовой подписки, по меньшей мере, преждевременно. На 1 января 2010 года подписка по каталогам показала нулевую динамику, что в условиях кризиса очень и очень хорошо. Конечно, в различных сегментах ситуация неоднородна. Так, например, доля подписки на ежедневные газеты за прошедший год показала падение, а доля популярных еженедельников, наоборот, выросла. Эти показатели уравновесили друг друга, и в целом рынок подписки по итогам года показал нулевую динамику.
Говорить о смерти подписки недальновидно еще и потому, что для существования медиапространства этот институт необходим. Он укрепляет единство информационного пространства, и поэтому очень важно не только сохранять подписку, но и развивать ее. Сегодня удельный вес подписки среди всех механизмов распространения печатной продукции составляет около 30%, и мне кажется, что эта доля сокращаться не будет. Другое дело, что в бурно меняющемся мире должны измениться и подписные механизмы. Какие-то старые схемы, наверное, со временем уйдут в прошлое, как, например, карточная подписка — реалия, доставшаяся нам в наследство еще от советских времен. К тому же, в России не принято тратить большие деньги на подписные кампании. Например, в Германии ведущие издательские дома, такие как Axel Springer или Bauer Media, тратят на них ежегодно до 25 млн. евро, а для нашей страны рекорд — 1 млн., который в каком-то году потратил на подписку «СПИД-Инфо». Мне кажется, что сегодня подписка должна отвечать трем основным требованиям — быть массовой, доступной и многоканальной, разноформатной.
ШЕРЕШОВЕЦ Алексей, исполнительный директор НП «НСРП «Союзпечать»
— Нельзя говорить о единой ситуации на рынке подписки. Существует три основных подписных канала — подписка по каталогам, которые лежат на почте; так называемая альтернативная подписка, которой занимаются агентства-, адресная подписка, которую организуют сами издательские дома, причем совершенно в разных масштабах. У кого-то издательской подпиской занимается целый огромный отдел, как например у ИД «Актион-Пресс», а у кого-то — всего два-три человека.
Если говорить о том, что происходит сегодня на рынке почтовой подписки, то здесь я солидаризируюсь с г-ном ОСЬКИНЫМ. Действительно, субсидии, которые дает государство «Почте России», существенно сдерживают рост тарифов и, что самое существенное, позволяют покрывать стоимость доставки. А ведь не секрет, что именно расходы на логистику составляют львиную долю затрат в подписном механизме. Именно из-за того, что благодаря государственной помощи «Почте России» удается сдерживать цены, у этого сегмента рынка наблюдается положительная динамика.
Совсем иная ситуация складывается у агентств, которые занимаются альтернативной подпиской и работают, в основном, с юридическими лицами. Они находятся в состоянии стагнации, и у них сокращается одна очень важная статья доходов — они стремительно теряют подписчиков в лице госучреждений, которые в непростых финансовых условиях стремятся сократить «необязательные» расходы.
Источник: Новости СМИ