Скандальная история вокруг крупнейшего в России книготоргового холдинга похожа на корпоративный шантаж


Внутренний конфликт в крупной новосибирской компании может оказаться для нее более губительным, нежели мировой экономический кризис.

В ПЕРИОД кризиса страсти по переделу собственности и выяснение отношений между акционерами компаний заметно поутихли. Все силы бизнес бросил на выживание. И особенно пугающе на этом фоне выглядит "Топ-книга", где все выглядит так, будто один из дольщиков уже не первый месяц делает все, чтобы помешать полноценно работать крупнейшей книготорговой компании России. Самым заметным в этой истории стало возбуждение уголовного дела в отношении руководства "Топ-книги" по статье "Мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупных размерах". Сергей Щебетов настаивает, что сделка по приобретению им десятипроцентной доли компании была заключена "под влиянием заблуждений и обмана".

Весной 2008 года основному владельцу "Топ-книги" Георгию Лямину (79 процентов долей компании) от бывшего гендиректора ЗАО "Система Телеком" и управляющего партнера фонда Trifecta Capital Сергея Щебетова поступило предложение о вхождении в бизнес.

Основатель книготорговой сети Георгий Лямин и его жена Татьяна Воронова (11 процентов долей) восприняли предложение как перспективное. Их интересовали не столько инвестиции, сколько компетенция Щебетова как специалиста по выходу на рынок IPO. Они предполагали, что с приходом такого партнера компанию ждут "развитие, дальнейший рост и капитализация".

Как утверждают представители "Топ-книги", несколько месяцев Сергей Щебетов и специалисты его фонда имели доступ к документам компании. Изучали бухгалтерскую и управленческую отчетность, так называемую бизнес-модель "Топ-книги". Никаких претензий на тот момент ни у Щебетова, ни у его сотрудников не возникло. В итоге летом 2008 года было принято решение об увеличении уставного капитала ООО на 3 698 рублей и приобретении Щебетовым 10 процентов доли компании номинальной стоимостью 3 698 рублей. Уже в статусе участника общества Щебетов сделал вклад 287,875 миллионов рублей в имущество ООО.

А спустя год, в разгар экономического кризиса, когда упал покупательский спрос на книги и компания стала испытывать определенные трудности (вывод денег в такой момент "подобен смерти"), Щебетов заявил о том, что совершил сделку "под влиянием заблуждений и обмана". Якобы, основываясь на недостоверных данных бухгалтерского учета, он заплатил за 10 процентов компании 287,875 миллионов рублей.

Первый раз в правоохранительных органах Щебетову вроде бы отказали. Вполне разумно: отношения акционеров, купля-продажа - это гражданское судопроизводство, юрисдикция арбитражных судов.

Но в середине января стало известно, что следственным управлением при УВД по Новосибирску по заявлению Сергея Щебетова было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупных размерах". Таким образом, Щебетов требует вернуть ему 287,875 миллионов рублей плюс 78 миллионов рублей за понесенный им материальный ущерб.
Уж очень скандальная история вокруг крупнейшего в России книготоргового холдинга похожа на корпоративный шантаж - гринмейл, говорят в "Топ-книге". Его классическая схема предполагает, что акционер-агрессор покупает небольшой пакет акций преуспевающей компании, после чего начинает "кошмарить бизнес". Он публично критикует руководство, пишет жалобы в контролирующие и правоохранительные органы, инициирует судебные иски по любому поводу. Конечная цель миноритария-агрессора - получить отступные за отказ от претензий или продать свой пакет акций по завышенной цене.

Пишет Сергей Щебетов много и в разных жанрах. Несколько исков в арбитражный суд, заявление в правоохранительные органы. Пишет письма кредиторам в банки и жалобы в пожарную инспекцию.

После очередного письма Лямин обратился к мировому судье. (По факту данного обращения возбуждено уголовное дело, которое находится в производстве у мирового судьи Советского района.) Причиной он называет оскорбления и угрозы со стороны Щебетова и предъявляет письмо, в котором, угрожая Лямину и Вороновой, Щебетов многозначительно пишет: "Вы не понимаете, с кем имеете дело", намекая на высокопоставленные связи. Тесное переплетение с властными структурами - это, кстати, отличительная особенность гринмейла "по-русски". А далее прямым текстом говорит о немедленном выкупе его доли за сумму инвестиций в долларах плюс 14 процентов годовых либо увеличении доли в два раза.

Как утверждает адвокат Лямина, когда в отношении вполне стабильного бизнеса начинаются такие действия, как обращения миноритарного участника общества в правоохранительные органы, во все контролирующие органы, вплоть до пожарных, возникают все основания полагать, что мы имеем дело с системным давлением на бизнес.

Источник: Регион-информ