Президент попросил не пить кровь СМИ

Дмитрий Медведев поручил Минфину и ФСФР выявить позицию СМИ по вопросу о законе об инсайдерской информации. В частности, он заявил о необходимости развенчать мнение, что законопроект станет "удавкой на горле СМИ".  В свою очередь представители ведущих изданий рассчитывают, что "глас с Олимпа" поможет отстоять интересы свободной прессы.


На заседании Совета при президенте РФ по развитию финансового рынка России Дмитрий Медведев подчеркнул, что необходимо принять закон об инсайдерской информации. Вместе с тем впервые публично прозвучало поручение главы государства о том, что следует ознакомиться с позицией СМИ по этому вопросу, чтобы выработать оптимальное решение. 

Приоритетный закон

"Есть, конечно, некоторые опасения у наблюдателей, в том числе не только у участников финансового рынка, в частности, у СМИ. Я встречался с главными редакторами, они очень обеспокоены законом об инсайдерской информации и считают, что это будет удавка на горле СМИ, что из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которые они не совершали", расшифровал свои мотивы Дмитрий Медведев.

Президент не исключает, что "здесь есть эмоции и преувеличение". Тем не менее главе Минфина Алексею Кудрину и руководителю Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России Владимиру Миловидову было поручено "озаботиться этим вопросом". В качестве конкретных мер было предложено "встретиться и послушать позицию СМИ". Предполагается, что по результатам этих встреч будут сформированы предложения, которые, по мнению Медведева, позволять "оптимизировать регулирование в этой сфере".
Законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайда и манипулированию рынком был принят в первом чтении в апреле 2009 года. Однако идея подобного правого акта, направленного на "усиление защиты интересов инвесторов и пресечение правонарушений, которые совершаются при использовании инсайдерской информации", вынашивалась с 1997 года.
В настоящий момент документ готовится ко второму чтению, и регулирующие органы не устают подчеркивать значимость принятия этого законопроекта Так, Владимир Миловидов ранее заявлял, что принятие закона об инсайдерской информации является приоритетной задачей на 2010 год. По мнению Миловидова, отсутствие этого закона мешает России "с большим основанием заявить о себе на международных финансовых рынках, поскольку затрудняет диалог с международными коллегами и международными регуляторами".

Вместе с тем отдельные формулировки законопроекта касаются деятельности средств массовой информации. Так, к числу инсайде ров отнесены "информационные агентства и иные лица, осуществляющие раскрытие информации на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов или на основании договора с эмитентом, управляющей компанией, производителем товара".

Кроме того, инсайдерами также являются так называемые вторичные инсайдеры, то есть "лица, которые получили инсайдерскую информацию". Правда, согласно заверениям Владимира Миловидова, эта формулировка будет исключена. Однако пока она содержится в тексте законопроекта, опубликованного на сайте Госдумы.

Плотное взаимодействие

"Наша юридическая служба и представители редакции находятся во взаимодействии с авторами этого закона, и мы уже давали свои заключения", сообщил "Газете" гендиректор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев. Согласно его определению, инсайд есть тайное применение некоторых полученных знаний, которыми не обладают другие люди для извлечения выгоды. "Роль СМИ состоит совершенно в другом в придании гласности информации для того, чтобы выгоду из нее могли извлечь все. Соответственно, это объективно другая задача, и важно, чтобы эти задачи в законе были разграничены", пояснил Кудрявцев.
Секретарь Союза журналистов России, бывший министр печати Михаил Федотов предлагает более радикальный способ решения проблемы. "Этот проект будет прекрасен, если из него вычеркнуть всякое упоминание средств массовой информации", считает он.

По словам Федотова, существует закон о СМИ, и всякое ограничение средств массовой информации может быть введено только через этот закон.

В свою очередь координатор Союза миноритарных акционеров Алексей Навальный отметил, что закон об инсайдерской информации безусловно нужен. Однако, по его словам, на сегодняшний день определенные "рычаги воздействия" уже существуют. "Как минимум инсайдерская деятельность запрещена существующим законом о рынке ценных бумаг, в Уголовном кодексе существуют статьи, которые наказывают за злоупотребление служебным положением, есть статья "Мошенничество", приводит примеры юрист. По его мнению, важно, чтобы не получилось так, что закон об инсайде наказывает кого угодно, только не инсайдера.

"Законодатель должен понять, что если он хочет положить конец использованию инсайдерской информации, то ему нужно заниматься инсайдерами, рынком ценных бумаг и так далее. В противном случае вместо того, чтобы воевать с инсайдерами, он затеет войну со СМИ", полагает Михаил Федотов. Вместе с тем эксперт рассчитывает, что, поскольку тезис о консультациях со СМИ прозвучал с "президентского Олимпа", то посыл будет воспринят как указание к действию.

Редкий случай

По словам партнера GSL Law & Consulting Олега Попутаровского, этот институт для нашей страны является принципиально новым. "Исходя из жизненного и профессионального опыта, все, что у нас появляется впервые, как минимум первые несколько лет очень сильно хромает", обращает внимание юрист. Но, по предположениям юриста, "основные действующие лица" VIP-персоны и от государства, и от коммерции, которые зарабатывают или стремятся заработать на инсайде, не заинтересованы "в шлифовке закона". Соответственно, не исключено, что этот механизм так и не заработает и "умрет, не успев родиться".

"Никто не может более или менее уверенно сказать, как этот закон будет работать. Но мы видим по практике так называемых стран развитой демократии, что у них при всей публичности и при высоком уровне доверия между гражданином и государством очень редки случаи, когда инсайдера привлекают к ответственности.

Главным образом это происходит в силу крайне тяжелой доказуемости", подчеркнул Олег Попутаровский.

Источник: "Газета"