Российский рекламный рынок сдулся почти на треть.
В кризисные времена Интернет оказался единственным растущим медиа, как по объему рекламы, так и с точки зрения средств, на нее потраченных. Во всех других сегментах - на телевидении и радио, в печатных изданиях и наружной рекламе - объемы рекламы сокращаются.
Весь рынок интернет-рекламы в 2009 году вырос на 8 процентов, до 19 миллиардов рублей. Своеобразным "локомотивом" для такой рекламы стали автопроизводители, сделавшие ставку на более дешевый сегмент рынка. По итогам прошлого года они составили до 30 процентов всех рекламодателей в Сети. Зато свое присутствие на других рекламных носителях автодилеры в прошлом году сильно урезали. Хотя в целом рекламодатели по-прежнему тратят на рекламу на телевидении, радио, в печатных СМИ и наружной рекламе гораздо большие суммы, нежели в Интернете. Зато совокупные бюджеты там сокращаются.
По данным, которые вчера озвучила комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), весь рекламный рынок страны за прошлый год оценивается в 256 миллиардов. Это на 27 процентов меньше, чем годом ранее.
Нынешний спад на рынке рекламы больнее всего ударил по печатным СМИ. Потери газет от сокращения рекламных площадей составили 35 процентов. По итогам года объем рекламы немного недотянул до уровня 9 миллиардов рублей. Журналы лишились 41 процента своих доходов от рекламы (16 миллиардов рублей). Сильнее всего пострадали рекламные печатные издания, которые потеряли больше половины своих рекламных денег (7,7 миллиарда рублей). Радио также ушло в минус. Здесь доходы от рекламы сократились на 36 процентов (до 9 миллиардов рублей). Пострадала и наружная реклама - падение составило более 40 процентов (общий объем рекламы оказался на уровне 27 миллиардов рублей против 46 миллиардов в прошлом году). Вытянули этот сегмент рекламного рынка кондитеры и производители газировки, которые, наоборот, в прошлом году стали активнее рекламировать свой товар на уличных рекламных носителях, утверждают эксперты.
Самые большие суммы по-прежнему тратятся на телевизионную рекламу - 112 миллиардов рублей по итогам 2009 года. Из-за масштабов охвата потенциальных потребителей вряд ли рекламодатели когда-нибудь откажутся от этого рекламного носителя. Однако наметившаяся в период кризиса политика экономии все-таки отняла у ТВ 18 процентов рекламных бюджетов. При этом региональная реклама пострадала гораздо больше, чем федеральная.
"До 70 процентов инвестиционного фонда на нашем телевидении составляют западные рекламодатели, они оказались более устойчивы к кризису. Примерно с осени прошлого года они снова начали проявлять интерес к телевизионной рекламе", - говорит председатель комиссии экспертов АКАР Владимир Евстафьев. По мнению представителей рынка, если наметившаяся положительная тенденция сохранится, к концу 2010 года рынок ТВ-рекламы сможет частично отыграть назад утерянные позиции, а в идеале уже и в первом квартале выйти "в ноль". Основной рост, по мнению экспертов, как и в 2009 году, по-прежнему будет за интернет-рекламой.
Источник: Российская газета