Москвичи показали «ЭКСПЕРТный» подход к районной прессе. Что такое формат, понимают, наверное, все. Но разные люди вкладывают в это понятие свой смысл. Формат географического расположения стран - их границы. Формат поведения водителей и пешеходов на дороге - это Правила дорожного движения, формат преступления и наказания - Уголовный кодекс.

Есть формат и у печатных СМИ. Это рубрики, шрифты, количество материалов на полосе - все то, о чем читатель не задумывается, да и не должен: для него важно получить разнообразную, насыщенную, хорошо иллюстрированную газету - информационный продукт, который хочется купить. А задача газетчиков - всей команды, готовящей номер к выпуску, от журналистов до корректоров и службы подписки и доставки - сделать так, чтобы продукт покупали...

О формате, требовательном читателе, секретах повышения тиражей, плашках и врезках говорили на одной из секций первого областного семинара печатной прессы редакторы районных газет и представители центральных изданий. Ответственный секретарь популярного в деловых кругах журнала «Эксперт» Асмик Аракелян делилась своим опытом выпуска издания, который уже не один десяток лет рассказывает читателям о том, чем дышит экономика страны.

Правда, редакторов районок немного смутил уровень педагога: мол, где «Эксперт», а где мы? И что может быть общего у журнала с мировым именем и обычной четырехполосной газетой Онежского района? На что Асмик Арамовна невозмутимо ответила: «Всегда нужно ориентироваться на лучшее. А чем, собственно, мы отличаемся? И районная газета, и московский журнал должны уважать своего читателя, публикуя качественные материалы, привлекать к себе его внимание хорошими снимками, придумывать различные «завлекалочки» для увеличения тиража. Или вы считаете, что главные в издании вы? Ошибаетесь - читатель!» Судя по вопросам, которыми участники семинара донимали столичного гостя, они-то как раз понимают, кто «в доме хозяин». Сначала поинтересовались мнением Аракелян, как часто, на ее взгляд, можно менять дизайн газеты, в частности ее «шапку» (оформление названия). Ответсек «Эксперта» ответила, что она вообще не сторонник частых кардинальных перемен. «Какой в этом смысл? Читатель привык и полюбил издание именно с этой «шапкой», так зачем смущать его новым дизайном? Комсомола давно нет, а «Комсомольская правда» название менять не торопится. Изменения внутри, на полосах газеты, вполне возможны, но все они должны быть логичны: хаос и непоследовательность сразу бросаются в глаза и ничего, кроме непонимания и отторжения, не вызывают».

- А как быть, если из двух выпусков в неделю тираж одного разлетается, как горячие пирожки, потому что там телепрограмма, а второй расходится со скрипом?

- В таких номерах надо усиливать содержание, продумывать иллюстративный ряд. В последнее время становится все более популярной, например, такая форма подачи материала, как «картинка с подписью». А еще читатели любят видеть в газете свои имена, родни, знакомых, так что в одном номере можно печатать программу, а во втором - поздравления, например, или соболезнования. Еще собравшиеся успели получить консультацию о том, как правильно сделать фотографию для иллюстрирования материала, узнали, чем в продвижении газеты может помочь Интернет, и что может сподвигнуть на подвиги журналистов редакции. «Даже не большая зарплата, как это принято считать, - только интерес к работе, драйв и поощрения. Объявите в редакции конкурс на лучший заголовок и скоро вы газету не узнаете!» С большим удивлением узнали мы от Асмик Арамовны, что в Москве кадровый журналистский голод ничуть не меньший, чем в районах области и в Архангельске.

- Но ведь есть университет московский, питерский с их знаменитыми факультетами журналистики...

- Увы! Факультеты есть - журналистов толковых мало.

- А как вы ищете?

- Мы выращиваем в коллективе. За долгие годы работы мы убедились, что иного выхода нет.

- Тогда зачем люди учатся по пять лет журналистике?

- Честно? Не знаю. В нашем деле надо бы побольше узких специалистов - юристов, экономистов, инженеров-технарей... Представляете, человек знает тему, на которую пишет, изнутри, не позволяет ввести себя в заблуждение, правильно действует в поиске источников информации, да еще и излагает доступно для обывателя. Это высший пилотаж! А в сочетании с соблюдением технологий в подаче материала издание становится успешным на все сто процентов!

Источник: "Архангельск"