Губернаторские сказки


Как сделать прессу в регионах более независимой?

Душителям свободы слова не место в губернаторском корпусе - таково мнение членов Общественной палаты. Комиссия Общественной палаты по СМИ готовит предложение президенту: включить в рейтинг эффективности губернаторов (который пока состоит из 43 пунктов) еще один показатель - индекс свободы слова в регионе.

Вчера члены комиссии ОП по СМИ погрузились в загадочный и сказочный мир региональной прессы. Сказочный потому, что, согласно исследованиям, с которыми общественников познакомила директор бюро "Социальное действие" Ольга Дымарская, многие региональные СМИ создают особую информационную среду и описывают жизнь, отличную от реальной. Читателя это раздражает, отчего в обществе усиливается социальное напряжение.

Первая попытка общественников и социологов создать индекс свободы печати не выглядит методически безупречной, но все же дает представление о проблеме. На основе обращений граждан в ОП социологи выбрали 10 тем, которые наиболее интересны читателю, а затем посмотрели - пишут ли на эти темы региональные СМИ. И выяснилось, что либо не пишут, либо подменяют понятия. Скажем, регионального читателя интересует проблема жилья - а о ней ничего в газетах нет. Вместо этого - теоретические рассуждения на тему реформы ЖКХ, которые мало кого интересуют. По мнению экспертов, это прием для того, чтобы избежать разговора на острую и неудобную для губернатора тему или вообще отвлечь от нее.

По мнению ОП, проблема региональных СМИ в том, что деньги, которые выделяет государство на их поддержку, они получают из рук губернатора. А кто девушку кормит, тот ее и танцует. Чтобы решить проблему, помимо внедрения индекса свободы слова общественники предлагают и другое средство: преобразовать губернаторские дотации в гранты, распределять которые доверят общественным организациям. Это будет тем более эффективно, что, по словам члена ОП Владимира Сунгоркина, "дотация - маховик коррупции, 30% из этих средств сразу разворовывается". А за грант придется отчитываться - в том числе и качественной работой.

И еще одна беда. Региональным СМИ все реже приходится бороться за читателя с федеральными изданиями. Губернаторские вестники стоят дешево, а цены на московские газеты становятся "запретительными". В том смысле что не по карману. У Общественной палаты на этот счет свое противоядие. Комитет по СМИ планирует, подобно путинской "Стратегии-2020", создать план развития прессы до 2020 года и заложить в него определенные государственные гарантии для издателей и читателей.

Источник: Московский комсомолец