Разговор о рынке рязанских печатных СМИ я хотел бы начать с того, что меня возмущает больше всего: в свободной продаже нет ни «Коммерсанта», ни «Ведомостей», которые я привык читать в Москве. Это происходит на расстоянии меньше 200 километров от столицы, всего в двух с половиной часах езды.
В Рязани, формально, есть всего лишь одна государственная региональная газета, хотя на самом деле абсолютное большинство рязанских изданий официально заключили договор с правительством области «на оказание информационных услуг». Фактически, областное правительство прибрало к рукам подавляющее большинство газет и журналов – причем, подчеркну еще раз, официально, за счет бюджета, из которого и выделяются деньги на поддержание этих изданий. Дотируемые СМИ чувствуют себя прекрасно и, естественно, даже не задумываются о какой-либо критике власти – это негласное, но обязательное условие для получения финансирования. Есть лишь одно исключение – региональное издание ИД «Провинция» – «Мещерская сторона». Несмотря на подписанный с правительством договор, «Мещерка» позволяет себе быть объективной.
Из всего массива печатных изданий (около полутора десятка), только две газеты, пишущих о политике, по-настоящему самостоятельны и не зависят напрямую от областного правительства. Это региональный выпуск «Новой газеты» и частное издание «Вечерняя Рязань». Специфика второй газеты – в том, что она принадлежит человеку, который в прошлом был мэром города, а сейчас примкнул к ЛДПР. У «Новой» же просто довольно крупный спонсор. Вот эти два издания занимают довольно критическую позицию по отношению к региональной власти.
Все остальные издания – и местные, и региональные выпуски федеральных изданий («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец») – работают на правительство Рязанской области.
В этих изданиях трудятся совсем неплохие и даже талантливые люди, у которых, к сожалению, просто нет возможности выбирать источник заработка согласно принципам.
Дело в том, что и раньше без господдержки почти ни одна газета не окупалась, а теперь еще и грянул кризис. Несмотря на то, что Рязанская область – дотационная, а ее долг коммерческим банкам приближается к 10 миллиардам рублей, огромные суммы тратятся на информационное оболванивание населения. А бюджетные средства идут не только на печать, но еще и на радио- и телеканалы и на интернет-ресурсы. И не только на региональные, между прочим. Так, губернатор Олег Ковалев в 2009 году рассказал за счет бюджетных средств (публикация была оформлена как госзакупка) об инвестиционной привлекательности Рязанской области на страницах «Эксперта». Увы, не слишком убедительно.
Так что рязанское правительство журналистов не запугивает – напротив, оно их любит и подкармливает.
Есть и одноразовые политические проекты. Например, газета «Косопузая Рязань», издающаяся тиражом сто тысяч экземпляров (тираж, что большая редкость, не фиктивный) и созданная специально под выборы в Рязанскую областную Думу, которые состоятся 14 марта. Распространяется газета совершенно бесплатно, и я уверен, что апрельский номер так никогда и не выйдет в свет. Но подошли ее изготовители к делу довольно ответственно. Первые выпуски были даже умеренно оппозиционными, но в узком кругу местных политиков быстро стал известен заказчик – «Единая Россия». Так что, думаю, в самом последнем выпуске этой газеты рязанцев ждет разоблачающий материал о тех же ЛДПР или КПРФ и призыв голосовать за «ЕдРо».
Замечу, что отдельные издания даже не задумываются о финансовой успешности, откровенно паразитируя на бюджетных вливаниях. В Рязани существует несколько абсолютно невостребованных населением газет, которые принадлежат владельцу одной из крупнейших типографий города. Тиражи завышаются в разы, а деньги из бюджета капают.
Повторюсь, сотрудники подобных изданий прекрасно понимают, что на рынке сложилась нездоровая ситуация; они были бы рады делать другую прессу, но финансовых средств просто нет. Но почему бизнес не заинтересован в поддержке рязанских изданий?
Большую часть населения, понятное дело, существующее положение дел вполне устраивает. Мало кто задумывается о том, что такое объективная пресса, и сможет ли она существовать вообще в Рязани. Разумеется, есть и такие, кому необходим независимый взгляд, но эти люди уже успели разочароваться в печатных изданиях и давно освоили интернет.
Поэтому и ответ на вопрос о незаинтересованности предпринимателей в выпуске печатных информационных изданий в Рязанской области, в общем-то, очевиден – этот бизнес рентабельным не назовешь. Я бы сам не стал заниматься, даже будь у меня для этого финансовые возможности, выпуском газеты. Интернет сегодня гораздо более эффективная медийная среда, требующая по сравнению с печатью существенно меньшего количества средств на поддержание, при этом имеющая прекрасные перспективы.
Ну а печать, особенно региональная, перестает быть местом, где можно найти серьезные журналистские работы. В региональных газетах и журналах остаются люди, которые умеют красиво описывать леденящие кровь подробности криминальных новостей или милые сердцу домохозяйки детали любовных романов и «звездные» скандалы. Тем журналистам, которые не хотят производить подобный контент, ничего не остается, кроме поисков работы в сети.
Источник: Slon.ru