Андрея Мирмовича, шеф-редактора журнала "Дальневосточный автопарк", одни хабаровские журналисты называют "Дед" - за его опыт, мудрость и привычку говорить правду, а другие просто побаиваются за сумасшедшую энергичность и вечный поиск. Media-Day.ru "Дед Мирмович" рассказал про дальневосточные СМИ, о местных репортерах, которые спасаются от кризиса на рынке, и о том, как побудить рекламодателя расстаться с деньгами.
- Запускались ли на Дальнем Востоке новые проекты - "дети кризиса"?
- За 11 лет у нас нового ТВ и радио не открылось, не считая сетевого московского ресурса. Хотя, наверное, трудно представить, что не открылось ни одного общественно-политического эфирного медиа ни в Хабаровске, ни во Владивостоке. В онлайне новые проекты есть. И это как раз – "дети кризиса".
- Получается, что интернет спасает СМИ?
- Да, большинство профильных изданий, отраслевых - ушли в сеть. Или вообще закрылись. В Хабаровском крае и в Приморье, мне кажется, нет ни отраслевой, ни деловой журналистики, которая умеет приносить реальную пользу той сфере, в которой она работает. Это не те СМИ, которые ходят и просят денег на рекламу или ползут к властям за подачками, стремясь быть им "как бы полезными". Это СМИ, которые профессионально пишут о реальном секторе экономики. Как наш "Дальневосточный автопарк", например.
- А журналисты для таких изданий у вас есть? Глубоко погруженные в тему?
- Важнее, чтобы они умели и хотели работать. У меня работают люди, которые устали работать в "Жизни", в других изданиях. В тему журналисты начинают погружаться уже в процессе работы. Тот, кто согласен, ныряет. Сейчас, как мне кажется, нужна деловая, отраслевая журналистика, которая будет приносить пользу тем ньюсмейкерам и партнерам, с которыми мы работаем. Тогда партнер отдаст деньги с любовью. У нас в журнале нет ни одной статьи. Все заметки мы называем проектами.
- Ваш рекламодатель отдает деньги с любовью?
- С рекламой тяжело, конечно. Рекламные сборы многих изданий в Хабаровске упали примерно в пять раз. У нас в журнале - в полтора раза. Судьба печатных СМИ печальна. У нас выходят в основном печатные медиа, которые получают финансовые вливания из бюджета. И бизнес у нас тоже проадминистративный. И когда такие СМИ и такой бизнес слились в кризисном экстазе, тут для них и наступили нелегкие времена.
- За последние полгода на Дальнем Востоке открыли свои представительства "Эксперт", "Новая газета". Федеральные издания интересуются вашим рынком.
- Ну, относительно «Эксперта» еще бабушка надвое сказала. Федералов наш регион мало интересует, а у регионалов нет ресурсов. А "Новую газету" я сам открывал в 90-е годы в Хабаровске, второй раз в Хабаровске она открывалась как вкладка в газету "Приамурские ведомости". Оба проекта не пошли. А недавно она открылась во Владивостоке. Причем, тоже второй раз. Мы ходим по кругу. "Новая газета" неплохая, конечно, но не для дальневосточного формата. Сказывается разница во времени, в деньгах, в менталитете читательском, в мыслях. Я думаю, что скоро этот проект опять будет приостановлен. Но они будут мужественно снова и снова пытаться продвинуться. Потому что Дальний Восток - это важно, государство ставит задачи развивать регион, саммит АТЭС опять же готовится. Только наша дальневосточная журналистская среда вкупе с таким же бизнесом подобные проекты не потянут.
- Дальневосточные коллеги часто переходят на работу в пресс-службы компаний или органов власти?
- Уходят нечасто. Профессионалы мало кому нужны. Впрочем, одна из наших лучших телеведущих недавно ушла в пресс-секретари к губернатору. Пока у нее получается. Но, думаю, это тяжело - менять журналистику на PR.
- Журналист из Иркутска Владислав Толстов говорил, что местные медийщики чаще уезжают в Москву. Куда уезжают чаще из Хабаровска?
- Наиболее талантливые и просто энергичные уезжают, куда глаза глядят. И не обязательно в Москву. Потому что здесь возможностей мало. В Хабаровске есть телевизионщик, который работает на федеральное ТВ. С октября 2009 года он заметил тенденцию: из четырех его сюжетов проходит в эфир всего один. Почему? Потому что у заказчиков-москвичей закончились деньги.
- Кто-то возвращается обратно на Дальний Восток?
- Есть журналисты, которые вернулись домой из других городов. Эти люди возвращаются потому, что не находят работы на Западе. Но здесь они начинают искать новые сферы приложения своих навыков. Известны случаи, когда люди шли работать в ларьки, торговать на рынке, чтобы прокормить семьи. Я сейчас пригласил на работу специалиста, из-за безработицы он торговал на рынке машинными маслами. То, что происходит на Дальнем Востоке с некоторыми журналистами - просто страшно. И очень обидно, что почти никто из моих коллег, которым грозит вскоре полный "абзац", этого не чувствует.
- Принято ли у хабаровских журналистов работать над несколькими проектами одновременно?
- Я всегда говорил коллегам, не складывайте яйца в одну корзину. Подрабатывайте. Я даже сам даю людям возможность подработать. Но в Хабаровске это не принято. А между тем, работа дополнительная есть, но нет желающих делать что-то кроме основной занятости. Журналисты тут в большинстве ленивы или попросту не верят в свои многоформатные силы. Между тем, в кризис зарплаты урезали на 30-50%, а люди продолжают работать. Собрались бы вместе, организовали проект собственный.
- А если нет ресурсов, чтобы запустить проект?
- У нас все друг друга знают. Можно договориться, распределить обязанности и понемногу работать. Но журналисты не хотят инициировать. Наш губернатор в начале прошлого лета сказал - местным СМИ денег не давать, пусть выходят на рынок, как все мы (а он бывший главный инженер производственно-авиационного объединения в Комсомольске-на-Амуре), и зарабатывают. Так наши СМИ поначалу сдулись. А потом наши власти поняли, что глупость сморозили, и опять достали бюджетную иглу. Не потому что пожалели убогеньких, а потому что другой прессы нет. Смешно и грустно…
- Что мешает дальневосточным СМИ развиваться?
- Онлайн-проектам мешает развиваться слабый интернет, хотя на Дальнем Востоке запущены проекты rushub.ru, vladtime.ru, есть два неплохих проекта в Якутии, много чего еще есть. Фанаты интернета есть. Но интернет у вас на Западе и у нас - небо и земля. Цены - дикие, скорость - очень низкая. А про печатные и электронные СМИ в принципе и говорить не хочется. Принтовым изданиям в основном мешает развиваться убогая система распространения, электронным – полная монополизация ТВ-сигналов сетевыми компаниями при поддержке местных придворных медиаруководителей.
Источник: Media-Day.ru