“Кто-то даже зовет нас в шутку журналом “Смерть”


О том, откуда растут ноги у этой шутки, Роман Попов, главный редактор журнала “Тайны звезд”

– Журнал много внимания (и, соответственно, объема) уделяет теме смерти и похорон знаменитостей?

– Обычно, когда умирает кто-то из известных людей, это 8-10 полос. Мы их называем “EXTRA-страницы”. “Экстра” по-немецки значит: специальные, отдельные. В Германии мы, собственно говоря, и подсмотрели, как это делать. У нас нечто подобное выпускают отдельные ежедневные газеты. А из журналов – только мы... Вообще о смерти “Тайны звезд” пишут часто. Иногда приходится выпускать чересчур грустные номера. Я слышал, кто-то даже зовет нас в шутку журналом “Смерть”... Но у нас не было другого выхода. Почти одновременно умерли Надежда Румянцева и Андрей Толубеев, Майкл Джексон и Людмила Зыкина, Егор Гайдар и Владимир Турчинский. А мы – издание еженедельное. Приходилось писать в одном номере о двух утратах сразу. Вот и думали некоторые, что мы “зациклены”... Хотя я не вижу в таких номерах ничего страшного. Мой преподаватель в Московском университете говорил: “О смерти надо думать каждый день, чтобы ценить жизнь!” И я с ним согласен.

– Случалось ли снять весь номер и сделать новый - про похороны?

– Ну, весь – нет. Но переделывать в режиме аврала приходится часто. Это на Западе всех “хоронят заранее”. Смотрят, кто может умереть, и начинают готовить про данного человека extra-страницы. Я был в одном немецком журнале, когда умер Иоанн Павел Второй. Так вот, у коллег все основные развороты по нему были готовы за... два года до кончины Папы! Они без аврала просто взяли эти 12 страниц из “заначки” и поставили в номер. Но мы еще до этого не “доросли”. И не знаю, надо ли, хотя авралы выматывают. У нас в прессе не принято “хоронить людей заживо”. А вот на телевидении это уже делают с успехом: новостные сюжеты и фильмы о тех, кто может умереть, готовят заранее, как на Западе. Чтобы, когда наступит час “икс”, быстро поставить в эфир.

– Публикуете ли вы фото болеющих и умирающих звезд? Звезд в гробах крупно?

– Публикуем. И не мы одни. Фото умирающего Майкла Джексона, которого везут в “скорой”, облетело весь мир и нашу страну в том числе. Было оно и на обложке “Тайн звезд”. Телеканалы транслировали в прямом эфире, как на вертолете везли тело поп-короля в клинику. Фотографии перенесшего не один инсульт Семена Фарады и пострадавшего в автокатастрофе Николая Караченцова печатали тоже все. Нам Семен Фарада и Николай Караченцов позировали у себя дома. Больной раком Патрик Суэйзи тоже не бегал от прессы... Что касается “лиц в гробах”, то польская газета “Факт”, не имея фотографий Джексона, просто... нарисовала его в гробу. А один американский телеканал снял сюжет, уложив в гроб... двойника поп-короля. Мы такие вещи не делаем. Мы просто фотографируем на похоронах. Если гроб открыт, мы фотографируем человека, лежащего в нем, печатаем это фото. Ведь люди приходят на похороны с человеком проститься. И их интересует что? Как он выглядит. Как он провел свои последние часы. Кто пришел проститься. Это интересует всех, кто пришел на похороны сам, хочет подойти к гробу поближе, посмотреть на покойного, проститься, поцеловать его. Это же интересует и читателей. Просто они не могут на похороны прийти сами. И вот мы своим читателям это даем... По сути дела, фото в гробу – эта та же посмертная маска, только лучше. Маски делают и вывешивают в музеях. Фотографии печатают в прессе. Но если гроб закрыт по воле покойного или близких, никому не дают с ним проститься, то понятно, что никаких фотографий в журналах и газетах не будет. И в “Тайнах звезд” – тоже! Фотоснимки Владимира Турчинского, Анны Самохиной, Влада Галкина в гробах мы не печатали – родные были против.

– Как считаете, этично ли фотографировать болеющих и умирающих артистов в больнице?

– Мне кажется, не этично. Но наверно, этот вопрос надо задавать тем, кто этим занимается. Они точнее знают ответ. Мы этим не занимаемся. Да у нас никто, кроме одной газеты, этим не занимается... Лично я бы такое фото делать не стал. Хотя если мне предложат такие фотографии для журнала, я их, наверное, куплю и, возможно, даже напечатаю... Потому что на Западе это делают. И у нас это делают и печатают. Не я буду первый, так кто-то другой... Хотя... Посмертное фото Владимира Турчинского, сделанное у него дома, где он лежит на полу, посмотрели очень многие в интернете, но не напечатал никто! И “Тайны звезд” тоже не стали... Какая разница, спросите вы: мертвый человек в гробу или на полу? Большая. В гробу – это официальная траурная церемония, над человеком уже поработали гримеры и т.д. Дома, на полу – это другое... Правда, снимки убитой Зои Федоровой из ее дома мы напечатали. Но тут было важно показать не ее, а жестокое преступление.

– Ваш корреспондент может отказаться от “похоронной” темы?

– Мы никого не неволим. Не нравятся тебе “Тайны звезд”, эти темы? Ну иди с Богом туда, куда тебе нравится, и пиши там то, что тебе нравится. Но почему в этих темах видят только негатив? Когда у нас прошла серия материалов о звездах, сражающихся с раком, мы получили письмо от уборщицы Оскольского металлургического комбината. Она написала: “Принесла ваш журнал на работу, трое коллег тут же побежали проверяться на рак. Одну госпитализировали...” Надеюсь, у нее не последняя стадия, а первая, когда еще ничто не потеряно. “Кто спас одну жизнь, тот спас целый мир”, – сказано в Талмуде. Если пример звезды, запустившей свою болезнь, заставит хоть кого-то из читателей задуматься о профилактике, пойти, провериться и выявить болезнь на ранней стадии, это уже будет хорошо. Уже ради этого стоило писать! Ни для кого же не секрет, что у нас нет культуры профилактики, мы не ходим обследоваться, занимаемся самолечением, запускаем болезни, а потом приходим к врачам: “Спасите! Помогите!” Блин! Да я сам такой!

– Совесть не мучает журналистов, фотокорреспондентов, редакторов?

– Конечно, мучает. Все бывает. И споры, и ссоры, и крики. И переживания. И отыгрывания назад. Если вас не мучает совесть, значит, у вас ее нет. Если вы журналист и совесть вас не мучает, значит вы работаете в журнале “Русский язык в школе”. Хотя я думаю, что нормальных коллег совесть мучает и там.

– Сами не рыдаете над текстами?

– Плачу... Бывают тексты, которые невозможно читать без слез. Или после которых уснуть невозможно. У меня на рабочем столе всегда стоит пузырек валерианки... Хороший автор переживает судьбу своего героя в сердце, заболевает им, а потом передает эту боль читателю. У нас такие тексты бывают! И очень часто!

– Увеличиваете ли вы тираж "похоронных номеров"? На сколько?

Тираж номера, на обложке которого Влад Галкин, вырос на 6000 экземпляров. А номер, на обложке которого была Анна Самохина, вырос на 10 000. Мы обычно сообщаем распространителям, когда у нас выходят памятные номера. Да, да. Это “не пляски на костях”, как изволил выразиться один мой коллега, а попытка сохранить память об умершем человеке со всеми его плюсами и минусами. Мы показываем, какой была его жизнь. Какие он совершал подвиги, поступки и ошибки... То же самое делают и телевизионщики. Их фильмы охотно смотрят. А наш журнал и ежедневные газеты с такими материалами охотно читают. Так, выходит, “на костях пляшет” вся страна? Очень смелое заявление!

– Как такие номера раскупаются?

– Номера, посвященные Александру Абдулову, Нонне Мордюковой, Яну Арлазорову, Муслиму Магомаеву устанавливали рекорды по продажам один за другим. Впрочем, это не значит, что рекорды не устанавливали другие номера. Сейчас у нас абсолютный лидер – обложка с рождественским интервью Дианы Гурцкая. На втором месте – обложка с Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым. Впрочем, я не исключаю, что обложка с Анной Самохиной эти рекорды побьет.

– Рекламируете ли вы “памятные” номера дополнительно?

– Ну, мы можем отправить листовку распространителям. Но они уже, как правило, сами догадываются: если умер знаменитый человек, значит, он будет на обложке свежего номера “Тайн звезд”.

– Ваши рекламодатели не ропщут из-за “похоронных” тем?

– В “Тайнах звезд” всегда много разных материалов. Не хочешь здесь стоять? Ну встань туда!

– Покупаете ли у других изданий похоронные фото?

– Да, если продают...

– Вы говорили, что вам предлагали интервью с Абдуловым купить. Вы отказались, а интервью в “Тайнах звезд” в итоге вышло.

– Да. Это интервью взяли ребята с Первого канала. Но целиком они его в эфире не показали. Не знаю, почему. Полную распечатку беседы коллеги передали нам. Подчеркну: бесплатно! И мы его напечатали.

Источник: Media-Day.ru