Рядовые пользователи интернета не готовы платить за новости, получаемые из сети. К такому выводу пришли специалисты исследовательского центра "Проект за журналистское мастерство".
Аналитики считают, что из-за бесплатного, постоянного растущего контента мировой сети, у работников традиционных СМИ в будущем могут начаться проблемы. Мнения красноярских представителей масс-медиа разделились.
Как сообщает Infox.ru, подавляющее большинство пользователей интернета не готовы отдавать деньги за новости, получаемые из сети.
"Заставлять людей выкладывать деньги за онлайновые новости — это как пытаться заставить вылупившуюся бабочку вернуться обратно в свой кокон", — говорится в ежегодном докладе центра "Проект за журналистское мастерство".
Вне зависимости от количества и частоты посещений новостных сайтов большинство пользователей сходятся в одном — в нежелании платить за информацию. Даже из тех, кто пользуется постоянно одним и тем же новостным порталом, всего 19% выразили свое согласие на получение платного доступа к информации. Остальные заявили, что, если кто-то начнет требовать с них деньги за новости, они уйдут на те сайты, где эти же новости можно прочитать бесплатно.
При этом аналитики мирового уровня считают введение платы за новости закономерным и обоснованным шагом. Так, представитель компании Apple Джейн Сигрейв говорит, что обществу давно пора понять ценность профессиональной журналистики, переживающей сейчас не лучшие времена. Из-за стремительного развития интернета традиционные средства массовой информации стали испытывать серьезные трудности с привлечением читателя, зрителя и слушателя — аудитория уходит в сеть.
Реклама-мама провела среди работников СМИ небольшой опрос - Мешают ли бесплатные новости в интернете развитию традиционных СМИ?
Александр Силаев, обозреватель газеты "Вечерний Красноярск": — Интернет, конечно, вытесняет газеты и ТВ, для пользователя здесь сущий праздник. Что касается журналисткой профессии, то в сети денег за контент не возьмешь, но разве читатели содержат большинство бумажных газет и журналов? Давно уже нет, доходы от продаж номера для большинства СМИ не принципиальны, и уж тем более не зрители содержат ТВ. Все живут на деньги рекламной розницы, либо стратегического спонсора, купившего проект оптом. Если кто-то изыщет на этом фоне какой-то хитрый способ брать деньги с интернет-аудитории — тот хитро и пролетит. Когда в магазине есть прилавок с платной колбасой, и такой же, но с бесплатной, чем дело кончится?
Юлия Лобанова, заместитель редактора журнала "Град":
— Думаю, что "электронные" новости "традиционным" СМИ не помеха. Если мы говорим о печатных СМИ — то, во-первых, они все же состоят не исключительно из новостей. И в них гораздо ценнее, чем собственно сообщение, журналистское видение факта, анализ ситуации и т.д. И это безусловный козырь печатных СМИ, пусть даже они и проигрывают интернету в оперативности. Ради этого их, вообще-то, и читают.
— Думаю, что "электронные" новости "традиционным" СМИ не помеха. Если мы говорим о печатных СМИ — то, во-первых, они все же состоят не исключительно из новостей. И в них гораздо ценнее, чем собственно сообщение, журналистское видение факта, анализ ситуации и т.д. И это безусловный козырь печатных СМИ, пусть даже они и проигрывают интернету в оперативности. Ради этого их, вообще-то, и читают.
Если говорить о телевидении — то и под него интернет явно не "роет". Живую "картинку", репортаж с места событий не заменит никакая новостная строка — люди в любом случае хотят подробностей. Кроме того, региональные события на ведущие новостные сайты попадают в исключительных случаях. А для большой части зрителей и читателей, как мне кажется, местные новости все-таки на первом месте.
Так что до того времени, когда интернет будет оказывать какое-то существенное влияние на региональные СМИ, еще очень и очень далеко. Конечно, если эти СМИ сами не черпают информацию исключительно в интернете — но мы ведь говорим о тех, кто работает по-настоящему?
Если же мы имеем в виду местные новостные сайты, то ведь и на них "зависать" весь день, отслеживая обновление информации, способны лишь единицы совсем уж фанатичных пользователей. А в "обычных" СМИ человеку приносят на блюдечке с голубой каемочкой готовую "выборку" из самых важных новостей — что поделать, потребитель (информации в том числе) ленив по своей сути. И в таком виде ему удобнее получать то, что он искал.
Илья Сураев, шеф-редактор программы "Детали":
— Я с нетерпением жду дня, когда ВСЕ местные газеты закроются, а лени¬вые красноярские журналисты займутся чем-то более полезным для общества, чем перепечатка пресс-релизов. После закрытия "Комка" у нас так и не появилось адекватной городской газеты, за которую лично мне не было бы стыдно. Уже сегодня мне интереснее читать новости моей френд-ленты в блоге, чем местную прессу. Будущее журналистики в сфере web 2.0 и web 3.0. Это неизбежно, и я этому только рад!
Есть свободная web 2.0 журналистика (например, я увидел аварию на до¬роге и написал о пробке в блоге, находясь здесь же в пробке). И есть он-лайн версии тех же газет или новостные ресурсы, которые работают по тем же принципам, что и обычные газеты — работа по пресс-релизам. Их единственное отличие от печатных СМИ — оперативность. Больше там ни¬чего нет. Пустота.
Так вот — за первый тип новостей мне платить не надо — потому что он свободный и независимый. За второй платить я не собираюсь — меня не устраивает качество этого продукта. Пусть выживают за счёт рекламодателей.
Я верю в то, что свободные интернет-авторы добьют продажных и шаблонных журналистов из традиционных провинциальных СМИ. Старая журналистика никуда развиваться не будет, она строится на идеях, посыпанных нафталином.
Леонид Зольников, редактор направления специальных проектов газеты "Наш Красноярский край"
— Думаю, что именно новости в интернете на соответствующих сайтах не должны быть платными. В конце концов, мы ведь не платим за них радиостанциям или телевидению. И судьба газет от этого напрямую не зависит, в аналоговом виде их все равно будет становиться все меньше.
Другое дело, что для многих печатных СМИ трудно найти способ адекватного выхода в сеть и "монетизации" интернет-пространства. Видимо, тем, существенную часть дохода которых составляют продажи (а таких немало за рубежом, хотя в России единицы) придется продавать электронные версии своих номеров.
Поступать иначе невозможно, это было бы сродни магазину, вдруг начавшему бесплатно раздавать товар. Редактор американского журнала "New Yorker" Дэвид Ремник применительно к своему изданию называет это прямо — самоубийством. "Реклама Мама"
Источник: Лениздат.ру