Почта Японии не занимается прессой

В ходе визита в Японию делегация АРПП во главе с Мартыновым Д.В. познакомилась с работой почты в этой стране. Интерес к данному институту был определен тем, что в настоящее время в России стоит проблема совершенствования института подписки и качественного улучшения работы с подписными изданиями через Почту России. Изучение ситуации в Японии показало, что почта данной страны радикально отличается от российской почты по ряду современных функций и услуг, оказываемых населению. Доставкой подписных изданий подписчикам почта Японии практически не занимается. Эти функции взяли на себя издатели и специализированные курьерские службы. Почта Японии находится на важном этапе своего реформирования.

Современная почтовая служба была организована в Японии 20 апреля 1871 года. В 1875 году создана служба почтовых денежных переводов. В том же году почта стала оказывать почтово-сберегательные услуги. Почтовые отделения в Японии были самыми многочисленными и охватывали почти всю территорию страны. Поскольку отделения пользовались популярностью у населения, руководство решило объединить услуги почтовой связи со сберегательным банком. Постепенно отделения почты и сберегательного банка охватили все районы страны, даже самые отдаленные, и практически каждый японец имел свой счет в сберегательном банке.

С 1916 года почта стала оказывать также и услуги страхования жизни. В 1949 году было образовано Министерство почты и телекоммуникаций.

Сберегательным делом почтовые отделения как государственные учреждения начали заниматься с 1875 г. Вклады под небольшие проценты принимаются от частных лиц. По закону 1947 г. были установлены предельные размеры вкладов, а суммы, выплачивавшиеся в виде процентов по вкладам, освобождались от налогов. В результате налоговой реформы 1988 г. на эти суммы был введен налог в 20 %. Исключение составили суммы до 24 тыс. долл., выплачиваемые инвалидам и пожилым людям старше 65 лет. С 1991 г. предельная сумма вкладов была поднята с 40 тыс. до 72 тыс. долл. На конец 1996 финансового года общая сумма сберегательных вкладов на почте составила 180 миллиардов долл., или почти треть всех сберегательных вкладов в стране. Сберегательными вкладами граждан на почтах распоряжается Бюро доверительных фондов, входящее в состав Министерства финансов. Эти средства используются на специальные займы и инвестиции и получили в Японии название «второй бюджет».

Страхованием жизни почтовые отделения занимаются с 1916 г. Как и в сберегательном деле, страхование жизни на почте рассчитано, прежде всего, на людей с невысокими доходами. Ежемесячные страховые взносы невелики, при получении страхового полиса не требуется медицинского освидетельствования. В 1997 финансовом году сумма взносов по страхованию жизни на почте достигла 800 млрд. долларов.

В 2001 году началась реформа почтовой службы Японии, которая продолжается и по сей день. В сентябре 2003 почта Японии была разбита на 4 компании: страховая, банковская, почтовая, и компания, занимающаяся управлением почтовыми операциями.  В 2006 году была учреждена Japan Post Holdings Co., Ltd.

Хотя компания была приватизирована, на данный момент 100 % акций принадлежит государству. Акции головной компании Japan Post Holdings Co. принадлежат Министерству финансов, а акции внутренних компаний принадлежат головной компании. Подобное положение сохранится до конца реформы почтовой службы.

В день почтовые отделения обслуживают более 7 млн. клиентов. Среди почтовых отправлений преобладает деловая корреспонденция, в 90-х года она составляла 80%.

Созданная в результате реформы Japan Post Holdings Co. – одна из крупнейших японских компаний. Она специализируется на оказании почтовых, банковских и страховых услуг через обширную сеть отделений почтовой связи. В компании работает более 400 тыс. человек, количество почтовых отделений составляет 24700. Одна треть всех госслужащих Японии – сотрудники почты.

В Японии существует два вида почтовых отделений: стандартные отделения почты и дистрибуционные центры, последние характеризуются тем, что предлагают широкий спектр дополнительных услуг.

Философия менеджмента почты Японии формулируется так: «Почта Японии посредством надежной и быстрой логистики создает сеть, которая объединяет людей, компании и общество».

Японская почтовая корпорация Japan Post Holdings Co., Ltd оказывает следующие услуги:
Почтовые услуги. Ежегодно обрабатывается более чем 26 миллиардов почтовых отправлений и посылок и каждый день доставляется около 71 миллиона почтовых отправлений и посылок для около 29 миллионов домашних хозяйств и компаний.

Почтово-сберегательные услуги. Почта Японии предлагает людям финансовые услуги, которые включают в себя:  почтовые сбережения, почтовые денежные переводы и получение пенсий. Суммарное количество денежных средств на счетах вкладчиков почты Японии составляет более $ 2,1 триллиона.

Почтовые услуги по страхованию жизни. Почта Японии предоставляет услуги по страхованию жизни. Средства, вкладываемые людьми для будущих запросов, дивидендов и т.д., откладываются на счете. Таким образом, эту деятельность можно расценивать как вклад на дальнейшее пенсионное пособие.

Реформа почты Японии продолжается и по сей день, члены делегации АРПП были ознакомлены с дальнейшей стратегией развития почты.

Предоставление услуг, отвечающих потребностям клиентов. Услуги включают в себя печать привлекательных марок и открыток, комплексное обслуживание клиента от планирования до рассылки, предоставление в режиме реального времени информации о доставке посылки и использование он-лайн заказа.

Учреждение системы поддержки клиента. Улучшение услуг, предоставляемых клиентам, за счет повышения качества бизнес процессов нацеленных на прибыльность и эффективность.

Улучшение системы менеджмента. Дальнейшее улучшение операций за счет компьютеризации, механизации и улучшение логистической составляющей.

Выход на новые растущие ниши:
•    Внутренний рынок: Почтовая служба будет развивать и улучшать логистику, и логистические операции такие как: складское хранение, ликвидация и транспортировка продукции.
•    Международный рынок: Почта Японии будет и дальше наращивать свое присутствие на международном рынке, сконцентрировавшись главным образом на Азиатском регионе.

Обеспечение надежности и прозрачности управления. Почта Японии будет и дальше развивать систему по защите персональных данных и информационной системы управления.

Почта постоянно обновляет перечень услуг, оказываемых населению. Так, недавно компания Fujitsu разработала специально для почты Японии новую услугу - доставка он-лайн писем. Новая услуга позволяет отправить электронное письмо или документ в почтовое отделение, которое берет на себя обязательства по доставке этого письма непосредственно на физический адрес получателя. С момента запуска новой услуги она приобрела чрезвычайную популярность у населения. Было отправлено огромное количество всевозможных сообщений, таких как оценки успеваемости студента, предложения о работе, письма, документы и т.д.

Схожая услуга работала на почте и раньше, но воспользоваться ей можно было только с помощью факса. Теперь же, когда она стала доступна за счет использования Интернета, количество отправлений выросло в разы. Новая система, кроме всего, дешевле. За отправку письма через факс придется заплатить порядка 500 йен (около 160 рублей), в то время как отправка письма с помощью интернета обходится пользователю в 95 йен (около 30 рублей).

В рамках культурной программы делегация посетила парк камней, созданный в 15-м веке, являющийся важным историческим памятником японского народа.
Визит делегации АРПП продолжается.

Пресс-служба АРПП