Спасет ли российский магнат британскую газету? ("Time", США)


В прошлом году, когда россиянин Александр Лебедев, новый владелец британской газеты Independent, посетил редакцию ее конкурента Guardian, его спросили: зачем покупать издание, находящееся в столь трудном положении?

В среднем в Британии продается примерно 100000 экземпляров Independent в день: по этому показателю ее опережают четыре других качественных лондонских ежедневника - Daily Telegraph, Times, принадлежащая Руперту Мэрдоку (Rupert Murdoch), Financial Times и Guardian. Газета постоянно несет убытки, около 15 миллионов фунтов в год. Лебедев, впервые побывавший в Лондоне в 1980-х в качестве сотрудника КГБ, ответил в характерной для него загадочной манере: "Ну, либо я русский шпион, либо я спятил, либо считаю, что газета может приносить прибыль".

Вместе с прошлогодним приобретением Evening Standard, объявленная в четверг сделка по Independent свидетельствует о том, что Лебедев всерьез намерен создать в Лондоне разветвленную медийную империю. Однако на данном этапе и конкуренты, и эксперты могут лишь гадать о его конкретных планах. Позиции Independent настолько слабы, что продолжение нынешней редакционной политики - предлагать читателям "интернационалистскую" либеральную альтернативу правой Telegraph и центристской Times of London - с коммерческой точки зрения было бы самоубийством. И без того небольшая читательская аудитория Independent сокращается быстрее, чем у ее конкурентов - по данным, опубликованным в январе Бюро статистического анализа тиражей газет и журналов (Audit Bureau of Circulation), объем продаж газеты в 2009 году сократился на 17%, тогда как для ее соперников этот показатель составил 6-8%.

Кроме того, медийная ситуация в Лондоне меняется не по дням а по часам. В пятницу News Corporation Мэрдока объявила, что начнет взимать с пользователей плату в 1 фунт (1,5 доллара) в день или 2 фунта (3 доллара) в неделю за доступ к интернет-версиям Times of London и Sunday Times. Редактор Times Джеймс Хардинг (James Harding) пояснил: это решение "весьма рискованно, но выбрасывать наш труд на ветер, отдавая даром его плоды - еще опаснее". Другое издание, принадлежащее Мэрдоку - Wall Street Journal - достаточно успешно осуществило аналогичный план: шестимесячную подписку (до 30 сентября) на его онлайновый вариант приобрели 407000 пользователей.

Кое-кто в редакции Times считает, что владелец Independent может пойти иным путем: распространять газету бесплатно, как Evening Standard после ее покупки Лебедевым. По оценкам конкурентов, это будет стоить российскому бизнесмену до 45 миллионов долларов в год в виде недополученных доходов - но если тираж увеличится, может повыситься и прибыль от размещения рекламы. В интервью, которое он дал Times в январе, Лебедев высказался на сей счет туманно: "Представим, что мы начнем распространять "Инди" бесплатно. Это самым серьезным образом отразится на бизнес-моделях других газет, и честно говоря, это очень важная причина [чтобы не идти на такой шаг]".

По мнению некоторых журналистов из Guardian Лебедев предпочтет более осторожный подход: попытается обойти конкурентов, снизив цену за номер с фунта до 50 пенсов. Подобная стратегия несомненно более реалистична. Что же касается финансовых рисков, то Лебедев может их себе позволить - от продажи в начале нынешнего года своей доли в "Аэрофлоте" и других российских компаниях он получил 668 миллионов долларов.

Наблюдатели, однако, не уверены, что любая из этих схем в конечном итоге даст результат. "Бесплатное распространение, на мой взгляд, не имеет смысла - оно дает в краткосрочной перспективе пиаровский выигрыш и увеличение читательской аудитории, но не решает ни одну из фундаментальных проблем газет. Доходы от рекламы в печатных изданиях снижаются, поскольку все больше рекламодателей считает, что электронная пресса дает в этом смысле более эффективный результат", - рассказывает Джордж Брок (George Brock), профессор на кафедре журналистики Университета лондонского Сити (City University). Даже вариант с 50 пенсами не убеждает Брока: он считает, что снижение цены может сработать лишь в качестве одного из элементов долгосрочного стратегического плана. Когда в начале девяностых эту схему борьбы с конкурентами применила Times, у нее имелся общий план развития на "семь-восемь лет", поясняет профессор. Когда тиражи выросли, цена на газету вновь была повышена.

Тем временем, уже идет поиск журналиста с громким именем на пост редактора Independent. Среди рассматриваемых кандидатур - Грег Дайк (Greg Dyke), бывший генеральный директор BBC, не работающий в газетах уже 40 лет; Джереми Паксмэн (Jeremy Paxman), ведущий вечерней телепередачи Newsnight; и Род Литтл (Rod Liddle), бывший редактор программы "Сегодня" (Today) на BBC Radio 4, известный своей прямотой (шансы последнего, правда, снизились из-за скандала в связи с записью в его блоге: он обвинил чернокожих в росте преступности в Лондоне). Сама эта "охота за знаменитостями" свидетельствует о том, что Лебедев не собирается оставлять все как есть. Известный человек во главе газеты создаст ей рекламу и, как ожидается, переориентирует ее на центристскую "нишу", занимаемую в настоящее время Times of London. Однако борьба с Мэрдоком, да и со всеми чрезвычайно конкурентоспособными изданиями с лондонской Флит-стрит - задача не для слабонервных. Как выразился Брок, "он должен продемонстрировать, что его интересует не только приглашение на ужин в Букингемский дворец".

Источник: Голос России