Я часто задумываюсь: а что происходит с людьми, с которыми пришлось расстаться ради оптимизации расходов? Ведь я был вынужден резать, как говорят, по живому. Тем более что большая часть людей, с которыми я простился, настоящие спецы. Нас связывали (и связывают) и человеческие, и профессиональные отношения.
Тяжело в ученье - легко в бою
С сентября 2008-го штат нашей компании сократился на 220 человек.
Довольно большое количество людей покинули компанию сами. В том числе и несколько моих любимых работников. У всех были свои причины, я отнесся к их уходу с пониманием. Через какое-то время я посмотрел на результаты в целом и испытал облегчение, вспомнив про жесткий отбор, которым славится наша компания при заполнении вакансий.
Выяснилось, что работали у нас действительно сильные профессионалы, незаурядные личности. Принесла плоды и наша система тренингов, с помощью которой мы неустанно шлифовали специалистов все эти годы - иногда до навязчивости, как некоторые пеняли мне в докризисное время. Теперь не пеняют. И то и другое принесло свои плоды - и именно в кризис!
Большая часть людей относительно быстро устроились на другие предприятия - своими силами. Это означает, что репутация Gameland на рынке высока, и я рад быть к этому причастным. Часто наши рядовые сотрудники занимают в других компаниях позицию на 2-3 уровня выше.
Социальная ответственность
Есть ли природная ответственность предпринимателя перед сотрудниками? Об этом сейчас много пишут - иногда просто впадают в истерику, превращая бизнесмена в директора этакого собеса для инвалидов и малоимущих. Утверждаю: социальная ответственность работодателя ограничена физически. Я не могу отвечать за жизнь людей вне рамок, которые очерчены трудовым законодательством, - за их здоровье, например, ориентиры, душевный комфорт, личные срывы-падения и так далее. Да, я могу многое делать для улучшения ситуации. Могу, но не обязан.
Мне приятно отвечать за высокий профессионализм работника, то есть за его доход. Ведь этот доход в конечном счете принесет ему и правильные жизненные ориентиры, и возможность следить за своим здоровьем, и душевный комфорт, который испытывает мужчина в кругу семьи, справляясь на отлично с ролью "добытчика". И когда я увидел, что наши люди в кризисное время не пропали, а оказались востребованными как профессионалы, я понял: со своей личной социальной ответственностью я, пожалуй, справился.
Всем ли под силу микробизнес?
Мне хотелось, чтобы в нашей компании свободные мощности работали. Всем сокращаемым работникам я предложил под патронажем нашей компании начать собственный микробизнес. Рынок труда был тяжелый, и вместо месяцев поиска кто-то, возможно, предпочел бы не простаивать ни дня. Бесплатные ресурсы были следующие (и, кстати, остаются до сих пор): офисные площадки с полным комплектом коммуникаций, а также все наши медийные возможности для рекламы. Я сказал: пожалуйста, пользуйтесь возможностями нашей компании. Выберите каждый для себя сферу услуг в очевидном секторе, где можно очень быстро заработать деньги "для поддержания штанов". Используйте свои профессиональные знания, создавая услуги, которых так не хватало до кризиса. К тому же это хорошая возможность спастись от уныния, оглядеться по сторонам, отдышаться - и задуматься о стратегии личного будущего. Результат оказался таким, что даже и не знаю, радоваться или печалиться. Откликнулось меньше десяти человек. Это как понимать? Значит, трудности на рынке труда не такие уж большие? Здесь можно было бы рассуждать и о двух разных типах людей: с предпринимательской жилкой - и без оной, когда человеку достаточно быть наемным работником. Но я не буду. Очевидное не всегда оказывается вероятным. Ошибся я и в другом. Все наши ребята, как правило, являются хорошими специалистами в своей области. Я предполагал, что они естественным образом конвертируют свои знания в предоставление услуг. Но это сработало только в нескольких случаях. Девушка, издатель журнала "Вышиваю крестиком", открыла магазин продаж инструментов для вышивания крестиком. Двое ребят (специалистов-тестеров компьютерного "железа") открыли интернет-магазины по продаже автозапчастей. Двое ребят из "Хулигана" открыли маркетинг-агентство. Еще два работника создали тоже маркетинг-агентство, но по продаже видеоигр. Следующее предприятие - школа мультимедийной журналистики, созданная еще двумя сотрудниками.
Но особенно меня порадовала своей смелостью пиарщик журнала Smoke. Она инициировала создание клуба любителей сигар в сегменте люкс. Мы с ней долго спорили по поводу статуса клуба. Я считал, что нет смысла делать клуб для избранных. Но она настояла на своем и доказала свою правоту. Сейчас в стенах этого клуба с очень высоким статусом (а туда я уже не прохожу, кстати) для тестирования сигар собираются просто чумовые клиенты! Рекламодатели стоят в очереди.
Источник: РБК daily