25 – 27 марта 2010 года состоялся XVIII семинар АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж периодической печати», посвященный вопросам дистрибуции и актуальным проблемам медиарынка.
В Новосибирске собрались издатели и распространители печатной продукции из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Смоленска, Красноярска, Абакана, Барнаула, Томска и других городов России. Также в работе приняли участие дистрибуторы из Кыргызстана и Казахстана.
Первый день был посвящен исключительно организационным вопросам — заезд, расселение участников, регистрация. Работа семинара началась 26 марта.
На открытии участников приветствовал генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. В своём вступительном слове он рассказал о новостях компании и обрисовал круг вопросов, которые предстояло обсудить участникам семинара. Вслед за ним выступил коммерческий директор АРПИ «Сибирь» Константин Вяткин. Его доклад был посвящен истории развития дистрибуции прессы в России и современным тенденциям её развития, условиям в которых работают сегодня распространители печатной продукции.
Коллега из Калининграда — заместитель генерального директора ЗАО «Пресса» Вадим Иванов рассказал о взаимодействии распространителей прессы с городскими властями и моментах, на которые непременно надо обращать внимание при решении сложных вопросов. Из-за замены в городе остановочных комплексов и общегородской модернизации торговых точек в Калининграде под угрозой сноса оказались киоски прессы. Но грамотное ведение диалога с администрацией, отстаивание социальной важности работы распространителей печати позволили решить проблему.
Представители ЗАО «Вятка-Роспечать» (г. Киров) поделились опытом разрешения современных проблем дистрибуции. Компании «Вятка-Роспечать» удалось закончить кризисный 2009 год с положительными результатами. По словам коммерческого директора Марины Порубовой, это им удалось, благодаря вовремя проведённым курсам повышения квалификации сотрудников и новой системе мотивации работников. «Мы ввели очень строгие условия премирования и депремирования. Впоследствии мы, наверное, сделаем систему более мягкой, но для кризисного периода она оказалась именно тем, что надо», — заявила Марина Порубова.
Заместитель генерального директора АРП «ФраМ» Александр Лукашев рассказал о способах повышения доходности распространителя. Самое важное, по его словам, использовать современное оборудование и технологии, которые позволяют сократить трудозатраты и увеличить прибыль. Традиционно популярной теме — прессе в супермаркетах — был посвящен доклад Андрея Русских, руководителя отдела розничных продаж АП «Медиа Курьер».
Последний день работы семинара «Повышение продаж периодической печати» начался с совместного выступления генерального директора АРПИ «Сибирь» и представителей компании «Asia consulting group». Участникам семинара рассказали о технологиях и методах, позволяющих сделать бизнес более эффективным. «Чем дольше человек работает в каком-то бизнесе, тем больше в его голове различных мифов о его деле. Мифы о том, каков сегодня рынок, что нужно клиентам, куда следует развиваться, чтобы не отстать от времени и успешно удовлетворять желания потребителей», — считает управляющий партнёр «Asia consulting group» Андрей Гураль. В своём выступлении он рассказал о современной технологии — называется она «стратегия голубого океана» — которая позволяет от этих мифов избавиться и заменить их адекватными реальности представлениями о рынке и своей компании.
Затем прозвучал доклад Алексея Матизена, директора департамента периодики ООО «Топ-книга», «Ценообразование в рознице. Эластичность спроса по цене». Правда, сам докладчик сказал, что более точным названием доклада было бы — «Танцы с ценами». Он рассказал о принципах ценообразования в «Топ-книге», о проведённых компанией экспериментах и призвал распространителей не бояться «играть» с ценой.
Коллега из Санкт-Петербурга — Руслан Григорьев, председатель оргкомитета медиа-конференции «Nordpress» — представил обзор рынка Балтии. Важными его особенностями являются сочетание торговли газетами и журналами с торговлей множеством различных товаров импульсивного спроса и предоставление клиентам разнообразных услуг, например, почтовых пересылкок между находящимися в разных городах киосками одной сети. Доклад, по признаниям многих участников, позволил понять, что ждёт рынок прессы в недалёком будущем. После краткого путешествия в будущее, участники семинара на 30 минут «вернулись в прошлое»: Дильбар Сафарова, директор ОсОО «Столичная пресса» (г. Бишкек) рассказала об особенностях распространения периодической печати в Кыргызстане.
Немало внимания на семинаре как всегда было уделено презентациям новых издательских продуктов. О своих проектах рассказали представители издательских домов «Бурда», «ДжИ Фаббри Эдишинз», «Bauer-Media», «Independent Media Sanoma Magazines», «Савиновъ и Ко», «Юмиком», «Креатив Медиа», «Эгмонт», «Дискавери», «Северная Венеция». Особенный интерес участников семинара вызвало обсуждение особенностей издания и распространения коллекционных изданий. Главным условием успеха при работе с партворками, как неоднократно повторялось в обсуждениях, является взаимопонимание и взаимодействие издателей и распространителей.
Работа сессии закончилась сообщением генерального директора АРПИ «Сибирь» Сергея Гаврилова о последних изменениях в законодательстве. На прошлом семинаре доклад на ту же тему вызвал немалый интерес участников, это стало поводом включить в программу эту тему и в этот раз. Приняты поправки к закону о персональных данных, утвержден проект по снижению пошлин на ввоз мелованной бумаги, с 1 февраля вступил в силу закон о торговле.
Программа семинара была очень насыщенной. И состояла она, разумеется, не только из докладов и презентаций. После трудового дня гостей АРПИ «Сибирь» ждали отдых и развлечения.
26 марта развлекательную программу участникам семинара подарил издательский дом «Юмиком». В Ледовом дворце Бердска прошёл вечер на льду. Участники катались на коньках, участвовали в весёлых конкурсах. Многие вышли на лёд впервые в жизни, и с азартом учились кататься. В этом им помогали тренеры. Ледовый праздник помог расслабиться после дня напряженной работы, чтобы с новыми силами начать следующий рабочий день.
Заключительной точкой семинара, вечером 27 марта, стал традиционный банкет.
За два дня участники XVIII семинара АРПИ «Сибирь» успели обсудить множество вопросов, поделиться проблемами и решениями, обменяться опытом, пообщаться в неформальной обстановке. Надеемся, наши семинары и впредь будут интересны и полезны издателям и распространителям печатной продукции.
Пресс-служба АРПИ «Сибирь»