Библиотеки остались без прессы.
Читатели, привыкшие узнавать о последних событиях в зале периодики Самарской областной универсальной научной библиотеки, обескуражены: с нового года они не видят на библиотечных полках подшивок любимых газет и журналов. Из 1034 наименований газет и журналов, выписанных библиотекой на 1 полугодие 2010 года, в январе – феврале поступило считанное количество изданий, а с марта поступление периодики прекратилось полностью. Многие читатели, для которых знакомство с новыми изданиями не просто дань любопытству, а возможность заниматься, например, научной деятельностью, мечут в адрес руководства библиотеки “критические стрелы”. Но создали эту ситуацию вовсе не библиотечные работники. Наоборот, они проявляют чудеса изобретательности, чтобы хоть как-то восполнить фонды. Приносят из дома собственные издания, достают их с помощью соседей и знакомых. И таким образом латают образовавшиеся “дыры” в фондах.
Недавно руководство библиотеки обратилось в ОАО Агентство “Роспечать” с просьбой о выделении нереализованных периодических изданий, а в управление Роскомнадзора по Самарской области – организовать контроль за своевременным предоставлением в библиотеку обязательных экземпляров. Обратилась библиотека и в редакции самарских газет с предложением о дополнительном предоставлении экземпляров. Непосредственно у издателей библиотека просит помочь восполнить пробелы в фонде периодических изданий за начало 2010 года.
Как сказала директор библиотеки Лидия Анохина, так остро проблема поступления новых периодических изданий встала впервые. И дело тут, видимо, в несовершенстве российского законодательства, которое не дает возможности библиотекам самим определять поставщиков. До недавних пор это были самарские подписные агентства (в первую очередь “Почта России”), имевшие многолетний опыт работы в данной области, репутацию в своей сфере, опыт работы с крупными подписчиками, которыми и являлись библиотеки.
Российские библиотечные работники едины во мнении, что размещение заказов на периодические издания по сложившейся схеме (поставщик определяется в результате аукционов) не дает желаемого результата. Библиотеки все чаще сталкиваются с недобросовестными поставщиками. Особенно эта проблема обострилась в условиях финансового кризиса. В настоящее время имеются официальные подтверждения о полном невыполнении контрактов или о недопоставке более 70 процентов изданий по контрактам от библиотек 11 регионов (г. Санкт-Петербурга, Псковской, Тульской, Владимирской, Вологодской, Ростовской, Челябинской областей и др.). “Черный список” недобросовестных поставщиков, как показывает практика, уже никого не пугает. В этом, например, уверен генеральный директор Центрального коллектора библиотек “БИБКОМ” Михаил Дегтярев. А президент Российской библиотечной ассоциации, генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Зайцев в письме на имя председателя Комитета по культуре Госдумы Г.Ивлиева выразил беспокойство: “Поступают обращения от библиотек о фактах мошенничества со стороны поставщиков периодических изданий”.
В результате аукциона поставщиком свежей прессы в первом полугодии 2010 года стало ООО “Карат Поволжье” из Казани. Получив стопроцентную предоплату, казанская фирма тут же “забыла” о выполнении своих обязательств. На обеспокоенные звонки из Самары казанские “партнеры” просто-напросто не отвечают. “Администрация библиотеки принимает все меры правового воздействия на ООО “Карат Поволжье” в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и требованиями государственного контракта”, – говорит Лидия Анохина.
Библиотека направила недобросовестному поставщику претензии. Реакции не последовало. Поэтому библиотека подготовила исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области, иск о досрочном расторжении контракта с поставщиком и обращение в прокуратуру г. Казани.
Самара P.S. Недавно кировская библиотека, пострадавшая от недобросовестных поставщиков, обратилась в “Культуру” с просьбой помочь. На днях пришло письмо из Саратова… Проблема становится всеобщей.
Источник: Культура