Розничные продажи прессы сегодня и завтра

В рамках XVIII международной конференции АРПП в Египте прошла секция по вопросам розничного распространения прессы. Председательствовал на заседании генеральный директор ЗАО «Центропечать» А.В. Попов.


Председатель секции заострил внимание участников на проблемных вопросах распространения, которые прозвучали в видеообращении к участникам конференции председателя комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Общественной палаты РФ, президента МедиаСоюза, генерального директора медиахолдинга «Эксперт» В.А. Фадеева.

В.А. Фадеев заметил, что в настоящее время киоскёры в большей степени являются кассирами, охранниками, а не продавцами. Он сослался на проведённый издательским домом «Эксперт» эксперимент, в ходе которого киоскёры предлагали покупателям одно из изданий холдинга, что позволило за три недели в 10 раз увеличить объём продаж. В активности продавцов он видит большой потенциал для сетей распространения. При реальном результате, по его мнению, издатель готов оплачивать дополнительные услуги распространителя.

На заседании развернулась бурная дискуссия о том, какие функции должен выполнять продавец-кассир в киосках прессы. В обсуждении приняли участие А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир Новостей Дистрибьюшн», С.В. Алексеенко, генеральный директор ООО «ТопДистрибьюшен Сервисез», С.Д. Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», Р.Н. Дорошенко, директор коммерческого управления ЗАО «Издательский дом «Бурда», В.Н. Хитров, генеральный директор ООО «КПК-Газеты в розницу» (Калининград). Участвующие в прениях сошлись во мнении, что при наличии большого ассортимента печатной продукции и высокой интенсивности покупателей (особенно в так называемый «час-пик»), выполнять функции активных продаж продавцу практически невозможно. А появление продавца-консультанта может быть при развитии торговых объектов павильонного типа с возможностью  прямого контакта с продукцией и, в случае  необходимости, получения дополнительной информации у продавца.

В ходе круглого стола был затронут вопрос об инвестициях в распространение печатной продукции. А.В. Попов, обратился к собравшимся с вопросом, какого рода инвестиции «имеют право на жизнь» или, точнее, являются более целесообразными. Это может быть либо локальное вложение финансовых средств в продвижение печатной продукции и стимулирование сбыта, либо долгосрочные программы по продвижению.

С.Д. Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», отметил, что, по его мнению, важными инвестициями являются вложения в читателей, с тем, чтобы обеспечить культуру чтения в стране.

Собравшиеся сошлись во мнении, что все мероприятия, направленные на продвижение, являются полезными и необходимыми в зависимости от того, какие цели ставит перед собой издатель. Они могут быть или кратковременными, или основываться на долгосрочных программах, осуществляемых распространителями.

В.Н. Хитров, генеральный директор ООО «КПК-Газеты в розницу» (Калининград), сказал, что акции по продвижению являются полезными ввиду того, что реклама продукции формирует новый рынок, а продвижение – это, в первую очередь, задача издателей. Об инструментах продвижения и временных сроках их использования высказался А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир Новостей Дистрибьюшн». Он сообщил, что имиджевую рекламу необходимо проводить на регулярной основе. Выкладка на стекле в киоске не даст моментального результата, а долгосрочные программы по продвижению являются гораздо более эффективными.

dscn2693Участники заседания обсудили проблемы затрат на логистические услуги при  распространении периодической печати, а также особенности работы дистрибуторов на российском рынке. В этом ключе С.Д. Гаврилов заметил, что издателям следует особое внимание обратить на региональные поставки прессы через логистические каналы дистрибуторов, а именно высказался на тему того, что работа нескольких дистрибуторов в одном регионе не является эффективной. Он предложил последовать европейскому опыту, когда в одном регионе работает один дистрибутор.

А.В. Попов привел примеры инвестиций распространителей прессы по развитию данного сегмента. Крупные игроки рынка, сообщил он, внедрили автоматизированные  линии сортировки и обработки печатной продукции, но основным сдерживающим фактором их эффективного использования являются взаимоотношения с издателями в области поставок печатной продукции. В России значительная часть продукции поставляется в вечернее и ночное время, что не позволяет использовать высокотехнологичное, дорогостоящее оборудование с максимальной загрузкой, тем самым значительно снижая его КПД и эффективность.

В Европе этот вопрос решен давно, и результат – оптимальная логистическая цепочка «издатель-распространитель-читатель» как с финансовой стороны, так и со стороны оперативности получения покупателем печатного издания, вышедшего из типографии.

Стоит производить поставку и обработку продукции в дневное время, при этом не исключая возможность установки единого дня продаж, а в ночное время следует производить сортировку только ежедневных газет. Значительным прогрессом для российского рынка распространения прессы стало решение проблемы с физическим уничтожением возвратной продукции.

Все эти меры могли бы существенно, а именно на 30-40%, снизить затраты компаний-распространителей на логистику и повысить эффективность в 2-3 раза. Подобные решения могут принести практическую пользу всей системе дистрибуции печатной продукции и тем самым повысить рентабельность медиарынка страны.

Участники секции обсудили проект обращения представителей медиарынка к руководителям субъектов Российской  Федерации, в котором содержатся предложения региональным властям осуществить комплекс мер, направленных на  повышение рентабельности и эффективности работы киосковых сетей.

Пресс-служба АРПП