В рамках XVIII международной конференции АРПП состоялся открытый дискуссионный диалог экспертов рынка. Два взгляда на судьбы рынка представили президент АРПП Д.В. Мартынов и генеральный директор ЗАО «Издательский дом «Бурда» А.-Ф. Листевник. Экспертами со стороны Д.В. Мартынова выступали С.Д. Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», В.Н. Хитров, генеральный директор ООО «КПК-Газеты в розницу» (г. Калининград). Экспертами со стороны А.-Ф. Листевника выступали Р.Н. Дорошенко, директор коммерческого управления ЗАО «Издательский дом «Бурда», Г.А. Рогов, заместитель генерального директора ООО «Издательский дом «Журналист». Модератором дискуссионной площадки был А.В. Оськин, председатель правления АРПП.
Дискуссию открыл Д.В. Мартынов, который заявил, что на конференциях АРПП и других мероприятиях медиарынка регулярно говорится о тенденциях, происходящих в отрасли, но до этого момента никто не давал прогнозов его развития. Он представил собравшимся свое видение будущего рынка прессы России.
Одной из главных негативных тенденций, по его мнению, является динамичный рост сегмента бесплатной прессы. Он видит в этом опасность ухода читательской аудитории из платной периодики в нишу бесплатной прессы, падение тиражей на платные издания, а также перераспределение рекламных бюджетов.
Второй негативной тенденцией на рынке стало в настоящее время влияние интернета. Некоторые участники рынка называют интернет «убийцей» печатной прессы. Потребитель печатной продукции стареет, а молодое поколение проявляет все меньший интерес к печатному слову, черпая всю информацию исключительно из интернета. Молодежь сегодня активно заменяет бумажные носители на интернет-СМИ, электронные устройства для чтения книг и т.п. Эти явления негативно сказываются как на бизнесе дистрибуторов, так и издателей. Наблюдается падение тиражей и существенное сокращение маркетинговых доходов распространителей. Если у издателей имеется возможность наладить продажи электронного контента, таким образом снизить затраты на полиграфию и услуги дистрибуторов, то перспективы развития распространительского бизнеса менее радужные. Мелкая розница со временем, скорее всего, «умрет», сообщил Д.В. Мартынов, так как данный сегмент бизнеса базируется на распространении ежедневных изданий, основную конкуренцию которым составили интернет-СМИ.
Так, для дистрибуторов единственным выходом станет смещение бизнеса в сторону развития логистических услуг. Уже сейчас крупнейшие польские дистрибуторы Ruch и Kolporter активно развивают курьерские услуги и занимают значительный сегмент на рынке доставки корреспонденции и других товаров народного потребления. Также он привел в пример сеть магазинов Seven-Eleven , в которых доля прессы достаточно высока – до 30%.
Российская розница аналогичным образом могла бы повысить рентабельность, расширив ассортимент за счет продажи табачной продукции, снеков, сопутствующих товаров и т.д. Этому препятствуют административные барьеры.
Таким образом, влияние этих факторов создает угрозу для рынка печатных СМИ, поэтому докладчик оценил перспективы нашей отрасли весьма пессимистично.
Со стороны издателей выступил А.-Ф. Листевник, который выразил свое видение развития издательского и распространительского бизнесов. Он сообщил, что интернет существенно изменил жизнь современного общества, и как часть медийного пространства он непосредственно влияет на рынок прессы. Медиаменеджеры должны уже сейчас строить прогнозы развития компаний с учетом глобализации интернета.
Сегодня ИД «Бурда» 10% от всего оборота получает от активности в интернете. Интернет может позволить увеличить продажи печатных СМИ, в том числе через подписку. Многие издательские дома в других странах основную долю доходов от подписки получают через интернет. В России это направление не развито, в основном из-за того, что не существует налаженных систем оплаты контента.
А.-Ф. Листевник также затронул вопрос бесплатных печатных СМИ. Он отметил, что бесплатные газеты составляют основную конкуренцию ежедневным газетам.
По его прогнозам, несмотря на бурное развитие интернета и бесплатных печатных изданий, рынок газет и журналов сохранится. Возможно, не все издатели и распространители останутся на рынке. Необходимы структурные изменения. В последние годы возрастает роль прессы в магазинах самообслуживния, отметил А.-Ф. Листевник. При этом в регионах наблюдается большое количество дистрибуторов, что является малоэффективным.
В заключение А.-Ф. Листевник отметил, что его взгляд на судьбу рынка печатных СМИ оптимистичен, и он считает, что отрасль справится с вызовами времени.
В.Н. Хитров, продолжая дискуссию, сообщил, что к факторам, угрожающим развитию рынка дистрибуции прессы, можно отнести давление со стороны муниципалитетов и стоимость рабочей силы. Он считает наиболее эффективным форматом розничных продаж павильоны прессы с открытым доступом к продукции и расширенным ассортиментом сопутствующих товаров. С этим согласился С.Д. Гаврилов. Он заметил, что проблема изменения рынка – это задача производителя продукции.
С.А. Кондрашев, генеральный директор ООО «Информбюро» (г. Тверь) сказал, что ему близка позиция А.-Ф. Листевника, как более оптимистичная. В цепочке отношений «издатель - дитрибутор - ритейл» основную роль должно играть государство, подчеркнул он. Общественные организации, такие как, например, АРПП должны взаимодействовать с государством для изменения рынка.
И.С. Глухов, генеральный директор ООО «Агентство печати «Экспресс» (г. Хабаровск), задал экспертам рынка вопрос, сколько, по их мнению, осталось существовать прессе в текущих объемах продаж. Д.В. Мартынов назвал цифру - примерно 5-7 лет, А.-Ф. Листевник выразил уверенность, что печатные СМИ будут продаваться еще долгое время, а издательские дома должны инвестировать в дистрибуцию прессы в России. С.Д. Гаврилов заявил, что поглощение печатных СМИ интернетом возможно лишь после смены поколения через 20 лет. Вся отрасль, и издатели, и дистрибуторы, заинтересованы в развитии, но у распространителей имеется меньше возможностей регулирования рынка.
К.В. Астафьев, директор ООО «Урал-Пресс» (г. Екатеринбург), сообщил, что изменение форматов контента является фактором, характерным для истории хранения и трансляции информации - от глиняных табличек, появления бумажных носителей до перехода в настоящее время к электронным носителям контента. Он заметил, что объемы информации, появляющиеся сегодня в сети интернет не являются качественным контентом, приравненным к средствам массовой информации. Напротив, только лишь созданные профессиональными журналистами и проверенные редакциями материалы можно считать реальными интернет-СМИ.
Т.И. Кошелева, ИО директора по дистрибуции ООО «Гейм Лэнд», поделилась опытом распространения контента в сети интернет. Она сообщила, что ИД Gameland проводил тестовые продажи через сайты изданий. При этом за один месяц было продано не более 15 экземпляров. Она сделала вывод, что читатель до сих пор ценит бумажные носители. Лишь небольшая часть контента, возможно, уйдет в цифровой формат, а печатные СМИ по-прежнему будут развиваться.
Рогов Г.А. отметил сохраняющуюся негативную тенденцию в обществе – падение интереса молодежи к чтению. Он остановился на отрицательном влиянии различных форм участия молодежи в Сети.
А.В. Оськин отметил, что на сегодняшний день в России 61% населения никогда не имели контакта с интернетом. Журналы и книги, отметил А.В. Оськин, со временем переместятся в сегмент премиум-класса. Это будет дорогостоящая продукция.
Д.В. Мартынов, обобщая выступления дистрибуторов, заметил, что система печатных СМИ будет меняться. Угрожающие явления должны подтолкнуть издателей и распространителей к решению задачи снижения затратности распространения. Он согласился с мнением о том, что общественные организации должны отстаивать интересы рынка в целом. Кроме того, принципиально важно продолжить диалог с властью.
Рынок печатных СМИ, резюмировал А.-Ф. Листевник, будет существовать еще долгое время, но мы вместе должны работать над повышением его эффективности. Вместе с тем, при более эффективном управлении рыночными процессами, отрасль будет иметь больше позитивных перспектив в будущем. Издатели должны делать новые и качественные продукты, потому что основной рост рынка идет благодаря новым изданиям. «Качественные газеты и журналы являются маслом для двигателя дистрибуции», - подчеркнул он.
Общественные организации, по мнению А.-A Листевника, должны помочь выработать принципы совместной работы в медиаотрасли, а также способствовать их внедрению на рынке.
Подводя итоги дискуссии, Оськин А.В. отметил, что на дискуссионных площадках и конференциях выявились разные подходы к проблемам издателей и распространителей. В этом проявляется известный диалектический закон о борьбе и единстве противоположностей. Разрешение же противоречий является всегда продвижением вперед. Появление различных точек зрения на судьбы рынка печатных СМИ России, кроме всего, свидетельствует о разном отношении игроков рынка к происходящим бурным процессам, об изменении спроса населения и о необходимости корректировки политики реального бизнеса. А.В. Оськин выразил уверенность, что данная дискуссия поможет участникам рынка правильно выстраивать отношения с партнерами.
Пресс-служба АРПП