"Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет... Одно сплошное телевидение", - обещал герой фильма "Москва слезам не верит". Не сбылось: и театр никуда не делся, и кино, и книги. Теперь нам снова предрекают: скоро ничего не будет - один сплошной интернет. Сбудется ли?
Те, кто убежден, что интернет поглотит все, не видят в этом ничего плохого. Плохо или хорошо - вопрос открытый. И еще один вопрос: оправдаются ли прогнозы? Да, неплохо утром встать и, не выходя из дома, полистать новостные сайты, скачать и прочитать книжку на экране. Зайти на сайт газеты - пока еще бесплатно... Посмотреть кино в кресле у монитора.
Но почему, пытаясь заглянуть в будущее, мы так стремимся оставить его безальтернативным?
Прогнозы по поводу широкомасштабного развития интернета в стране и в мире я впервые услышала еще десять лет назад. В аудитории факультета журналистики Иллинойского университета профессор на рафинированном английском объяснял всю выгоду получения информации из Сети и обрекал газеты и журналы на быструю смерть. "Это как обед по заказу - вы можете выбрать только то, что вам действительно нужно, а не есть скучный бизнес-ланч, который предлагает вам редактор".
Но вот прошло десять лет. О книгах вообще говорить не приходится - никакие аудиокниги и книги на электронных носителях их не заменили, а просто дополнили ассортимент. Для читателя, которому важно листать книгу, вдыхая запах типографской краски, работают издательства и книжные магазины - чаще всего не самый прибыльный бизнес, но тем не менее выживает. И читатели газет (в том числе и читатель этих строк) пока не вымерли, а по-прежнему покупают газеты и журналы - конечно, те, которые пережили экономический кризис. Однако надо отдать должное онлайн-журналистике: во многих странах, особенно в США, газеты потерпели сокрушительные убытки и повсеместно переходят на антикризисное управление.
Вот только означает ли все это, что печатное слово и вправду умирает, уступая место непечатному, точнее -виртуальному? Сильные стороны интернета все быстро заметили и оценили - быстрота, мобильность, возможность за мгновения ухватить и доставить вам информацию, причем по самым неожиданным вопросам. Но есть ведь и слабые стороны - читательская неуверенность в достоверности фактов, объективном освещении той или иной темы, а кроме того, невозможность проверить то и другое. Кто не сталкивался с тем, как из блога выхватывается слух и подается как новость, и тысячи людей воспринимают написанное как истинную правду!
Ну еще, конечно, язык. Языковая культура интернета то ли пока не сформировалась, то ли и не думает формироваться. Мою знакомую, опытнейшего корректора, недавно уволили из издания, где она проработала много лет. Причина? Издание целиком ушло в интернет, и начальство решило: корректор - излишняя роскошь. И без него сойдет. Почему бы не сэкономить несколько тысяч? Результат на лице. Вернее - на сайте.
В общем, интернет-ресурсы не похожи на печатные прототипы и не являю чей их адекватной заменой.
В отличие от России, где рынок формируется по чиновничьим прихотям или стихийно, конгресс США обеспокоен тем, что сужение газетного рынка плохо скажется на осведомленности американцев, которые, надо сказать, в массе своей и без того оторваны от мира. Демократические механизмы во многом зависят от СМИ - считают конгрессмены и обсуждают законодательные меры для спасения газетного рынка. Одна из таких мер - предоставление налоговых льгот. В своих суждениях конгрессмены исходят из того, что местные газеты по давней традиции регулярно проводят журналистские расследования, а веб-издания - нет, и общество остается без контроля со стороны СМИ, что ведет к коррупции. То есть интернет-журналистика, по мнению законодателей, пока не является в полной мере журналистикой.
Но кто знает, что будет через десяток лет? Может, все дело в быстро изменяющемся мире и приоритетах тех, кого называют цифровым поколением, поколением блогеров... Короче, новая молодеЖЖь выбирает WWW?
Две реальности, два мира столкнулись, и будут ли они пребывать в вечной борьбе или заживут параллельно - пока никто не знает. "Потерянные в Сети" - это ведь еще и серьезные изменения психики и менталитета. Иногда осознанный или неосознанный отказ от реальной жизни. Один сидит у мерцающего монитора, другой утром у газетного киоска хватает журнал, а вечером бежит на свидание. Недавно я провела небольшой опрос. Спрашивала у студентов, что они хотят прочитать в СМИ, не уточняя - печатное это издание или интернет-портал. Идей и тем они накидали много. А один из моих респондентов высказался просто: "Мне кажется, рубрики должны быть вполне обычные - о культуре, о политике, об искусстве... Только писать надо нестандартно, то есть просто-напросто интересно". При всей их любви к интернету, к социальным сетям и ЖЖ никто не сказал, что такой портал-сайт уже есть и они его активно посещают.
Источник: Невское время