Если вы читаете эту колонку, значит печатная пресса еще существует. Но жить ей осталось недолго. По крайней мере в том виде, к которому все за последние полвека привыкли. Традиционный глосси - толстый глянцевый ежемесячник - будет существовать еще пять-семь лет. После чего медиаиндустрия найдет себе новый вектор. Это сейчас самое распространенное мнение.
Похороны печатной прессы с той или иной степенью истерики идут последние десять лет. Это своего рода мыльная пена, оставшаяся от пузыря доткомов. Интернет, став из теории практикой, серьезно подмочил репутацию традиционных СМИ резвостью реакции и интерактивностью, а после прошлогоднего экономического кризиса от репутации вообще мало что осталось, и бумажные медиа стали зарывать в землю живьем. Журналисты впали в трагическое осознание собственной ненужности, издатели урезали бюджеты до нуля, а рекламодатели в задумчивости чешут голову, соображая, как из этой интриги извлечь максимальную выгоду для себя. Конец традиционных СМИ, шутка ли.
Самое странное, что практически никто не задумался о наследстве - естественная вещь в доме покойника, - а наоборот, все вели себя так, как будто медиа обратились в прах со всеми своими движимыми и недвижимыми активами. "Вот, - говорили скептики, - придет iPad, и всем бумажным изданиям труба".
iPad действительно пришел, но пока труба выглядит не "концом", а подобием газовой трубы.
Американский журнал для любознательных гиков Wired в начале весны представил собственную версию, созданную специально для iPad и подобных iPad медианосителей. И судя по этой презентации, конец пришел не традиционным медиа, не журналам, а только и исключительно носителю - бумаге.
Новая версия журнала Wired делает с изобразительной и повествовательной структурой примерно то же, что "Аватар" с кинематографом, - переводит медиа из плоскостного в трехмерный вид. Более того, в отличие от "Аватара", который в силу устройства кинопроката, кинопроцесса, сценария, режиссуры и кинопленки фиксирует это состояние в раз и навсегда застывших рамках, планшетный вариант Wired демонстрирует жесткость конструкции пополам со свободой. Это такая барочная версия медиа.
В журнале сохраняется линейный принцип листания, но появляется интертекстуальность. Макет перестает быть статичным: в зависимости от поворота планшета он начинает течь и принимать новые очертания. Реклама оживает, становясь не только имиджевой и информативной.
На презентации Wired ведущий вращал пальцем машину Audi, открывал ей дверцы, залезал под капот, из-под капота вываливались цифры объемов двигателей, расхода топлива и т. д. и т. п. Разве что за руль было не сесть. Но в принципе и это возможно. У той же Audi есть виртуальная игрушка-тренажер, которая позволяет провести приблизительный тест-драйв.
Игрушка - ключевое слово. Глосси-журналы будут дрейфовать в сторону компьютерных игр, симулируя не сказочную, а потребительскую реальность. Слово "инфотеймент", придуманное для новых медиа, довольно точное. Тот же Wired позволяет легким движением пальца поворачивать фигуры на фотографиях, меняя фас на профиль, заставлять портреты говорить, практически как в "Ежедневном пророке" Гарри Поттера. Если это называется смертью, то что тогда жизнь?
Для реализации подобных амбиций понадобятся люди. Много людей, потому что система медиа будет только усложняться. Блогеры, на некоторое время возомнившие себя могильщиками СМИ, вновь станут тем, чем они собственно являются, - крупицами информационного потока, создаваемого медиафабриками.
Глянцевый журнал, перестав быть заложником бумаги, то есть ограниченного количеством копий тиража, может не потерять, а, наоборот, приобрести дополнительную аудиторию.
Через несколько лет, если все пойдет так, как рисуют в своих прогнозах медиапророки, несколько сотен тысяч человек только в России будут использовать гибриды телефона, компьютера и электронной книжки - iPad и его подобия. Это колоссальная аудитория по отечественным медийным меркам, причем самая лакомая - обеспеченная, прогрессивная, интересующаяся. Которая пока предпочитает все-таки бумагу. И еще долго будет читать на бумаге, даже имея за пазухой iPad.
Источник: Forbes