Практика продажи или аренды бренда, широко распространенная в Европе и мире, набирает обороты и на российском рынке. Отрасль распространения печатной продукции не исключение.
Опытом инновационной модели развития франчайзинга «Хорошие Новости» поделился директор розничных продаж сети минимаркетов «Хорошие Новости» Алексей Таранченко, выступивший с докладом по этой теме на прошедшей в Египте XVIII конференции АРПП «Рынок печатных СМИ на пороге модернизации и нового «прорыва» в развитии».
— Алексей, что важно учитывать при выборе модели развития бизнеса по системе франчайзинга у владельцев бренда?
— Прежде всего, хочется напомнить, что франчайзинг - это модель развития бизнеса, при которой компания-правообладатель (франчайзер) на возмездной основе предоставляет юридическим лицам и частным предпринимателям (франчайзи) права на ведение бизнеса под торговой маркой компании. Коммерческая деятельность при этом осуществляется в соответствии с её действующими технологиями на ограниченной территории на срок и на условиях договора коммерческой концессии. В качестве преимущества такой модели развития для франчизера можно назвать сразу несколько факторов, которые положительно сказываются на развитии.
Во-первых, существует возможность выстраивания взаимовыгодных партнерских отношений и экономии собственных ресурсов по развитию сети. Развиваясь по принципу франчайзинга, минимизируются риски для собственного капитала, а франчайзи, в свою очередь, получает максимум отдачи, ввиду личной заинтересованности в доходности открываемых предприятий. Во-вторых, значительно увеличиваются темпы развития компании, и открывается больше возможностей для территориальной экспансии. Наконец, при выборе данной бизнес-модели и для франчайзера, и для франчайзи гарантирован стабильный доход.
— А какие приемущества получают компании-франчайзи при приобретении франшизы?
Как не раз заявляла наша компания, мы предлагаем франчайзи преимущественное право на создание сети из 10 минимаркетов на закрепленной территории, что обеспечивает отсутствие собственной конкуренции. Франчайзи получает отработанную систему стандартов ведения бизнеса, дальнейшее сопровождение внедренных технологий, профессиональную маркетинговую поддержку, управление товародвижением, а также возможность работы по федеральным контрактам франчайзера. Все это способствует сокращению до минимума рисков, связанных с развитием нового бизнеса.
— В докладе на конференции Вы озвучили цели, обеспечивающие стабильный доход компании-правообладателя и компании-пользователя франшизы. За счет чего это достигается?
Доходность предприятий обеспечивают максимально широкий охват территории, быстрые темпы развития сети минимаркетов франчайзинговой системы, существенная экономия финансовых и трудовых ресурсов компании-правообладателя при открытии магазинов франчайзи, а также надежная, отлаженная маркетинговая и технологическая поддержка.
Ко всему прочему мы имеем четкие критерии выбора региона, в котором планируется развитие по системе франчайзига. К ним можно отнести численность населения региона или города, уровень деловой активности в нем, наличие региональных издательств и предпринимателей, владеющих сетями торговых объектов по продаже прессы.
— На кого ориентировано ваше франчайзинговое предложение?
— Клиентами франчайзинга «Хорошие Новости» являются издательства и издательские дома, реализующие проекты по диверсификации бизнеса, предприниматели, чей бизнес связан с розничной торговлю прессой, продуктами и сопутствующими товарами. Также готовый бизнес ориентирован на топ-менеджеров и менеджеров среднего звена крупных компаний, желающих организовать собственное дело с минимальными временными и финансовыми издержками.
— «Хорошие Новости» вышли на рынок франшиз осенью 2009 года. Вы занимаетесь продвижением предложения на рынке, если да, то по каким каналам?
— Да, действительно, открыв в августе 2009 года минимаркета в городе Иваново, компания взяла курс на активное продвижение франчайзингового предложения «Хорошие Новости». Поддержка проекта осуществляется через Интернет, печатные СМИ, в рамках проводимых выставок, таких как клуб и выставка Buybrand. На официальном сайте компании (www.presshouse.ru) создан раздел «Франчайзинг», который в полном объеме дает информацию о предложении «Хороших Новостей». На протяжении нескольких месяцев в Сети проходила комплексная рекламная компания, включающая в себя размещение контекстной рекламы в регионах, сотрудничество с профильными интернет ресурсами, в частности с интернет-магазинами Франшиз, и др.
— Существуют ли сдерживающие факторы развития франчайзинга «Хорошие Новости», какие перспективы у проекта?
— При выходе на отраслевой рынок с франчайзинговым предложением, мы столкнулись с недостаточной осведомленностью о существовании и специфике франчайзинга. Плюс ко всему на данном этапе у российских банков отсутствуют программы кредитования для компании-пользователя франшизы, которые распространены и действуют в мировом сообществе. Сдерживает еще и недостаточная проработка юридической базы по франчайзингу в России.
Для преодоления этих проблем необходимы максимальное освещение темы франчайзинга в СМИ, проведение переговоров с крупными банками о льготном кредитовании компании-пользователя франшизы, решение вопроса на государственном уровне путем внесения изменений в ГК РФ.
В перспективе развития проекта «Франчайзинг» мы планируем к 2015 году открыть порядка 1000 минимаркетов «Хорошие Новости» и обеспечить к этому времени 5% доли рынка розничного распространения печатной продукции в России.
Беседовал Константин Акопян,
пресс-служба «ПрессХаус»