«Почта России» тратит все больше государственных средств, а работает все хуже


Счетная палата РФ представила на днях результаты проверки «Почты России». Выяснилось, что почтовый монополист в минувшем году получил из госбюджета более трех млрд. рублей субсидий, однако потратил эти деньги на субсидирование доставки изданий «сомнительного развлекательного характера». Между тем почта совершенно не в состоянии наладить своевременную доставку писем и посылок: нередко опоздания превышают месяц, некоторые отправления и вовсе теряются.

Проведенная Счетной палатой проверка показала, что «Почта России» получила из бюджета в минувшем году 3,03 млрд. рублей – почти в полтора раза больше, чем годом ранее (2,1 млрд. рублей). Выяснилось, что государственные деньги тратились в том числе и на субсидии за доставку «изданий сомнительного развлекательного характера, не имеющих социальной значимости («Ступени Оракула», «Каббала сегодня», «СПИД-Инфо»). В докладе Счетной палаты отмечается, что подобное «не может являться эффективным использованием государственных средств». Почтовики оправдываются, что по действующему законодательству субсидировать положено подписку на все СМИ, так как «критерии отбора и перечень изданий, доставка которых должна субсидироваться, относятся к исключительной компетенции государства».

Отзывы со стороны клиентов почтового ведомства еще более критичны. Москвичка Светлана Решетникова хотела сделать своим трем детям и двум племянницам новогодний подарок – отправить посылку от Деда Мороза. Одной из племянниц, самой младшей, посылка не дошла. «Хорошо, что девочка маленькая и ситуацию быстро забыла. А не получи более старший ребенок подарок от Деда Мороза, когда все кругом получили – была бы трагедия», – вспоминает в беседе с «НИ» Светлана. На рассмотрение ее претензии у «Почты России» ушло два месяца, на получение денег за потерянную посылку – еще полгода. «Почтальон не донес, его вина, с него и спрашивайте», – твердили почтовые чиновники. Почтальон, а им в этом районе работает пенсионер-инвалид, приходил домой к Светлане и просил написать заявление, что он все посылки приносил и вообще хорошо работает.

Если смотреть на ситуацию в целом, то почтовое сообщение между регионами находится на грани обрыва: клиенты никогда не уверены, дойдет ли отправленное письмо, и особенно – посылка. Родственник одного из авторов статьи отправил из Москвы в Бурятию посылку с лекарствами. Спустя три недели поинтересовался ее судьбой и обнаружил, что посылка так и продолжала лежать на одном из железнодорожных вокзалов столицы. А житель Воронежа Роман П. решил 1 апреля подшутить над коллегой и заказал в начале марта по почте плюшевую черепаху в одном из столичных интернет-магазинов. Шутка не удалась: отправленная полтора месяца назад черепаха в пути до сих пор. «Наверное, они ее саму «живьем» отправили до Воронежа», – высказывает «НИ» предположение Роман.

В конце 2009 – начале 2010 года на почте и вовсе случился коллапс: письма, посылки и открытки неделями «зависали» в почтовых отделениях и на складах. «Я девять месяцев путешествовала по странам Азии, несколько раз отправляла посылки в Москву, – рассказала «НИ» москвичка Елена Бахтерева. – При этом из Китая самая дешевая посылка, отправленная обычной почтой, дошла в два раза быстрее, чем мы рассчитывали. А вот из Индии посылка с сувенирами, отправленная в начале декабря, не дошла до сих пор. Индийскую границу она пересекла, куда делась дальше – неясно, отследить это никак нельзя, в московском отделении почты отсылают разбираться с индийцами».

«Новые Известия» и сами оказались жертвами медлительности почты: еще в конце ноября мы провели эксперимент, разослав несколько писем за рубеж и по России нашим собкорам. Те, в свою очередь, в тот же день должны были отправить одно письмо сами себе, а одно – в Москву. Результаты оказались не очень утешительными: одно письмо из Ульяновска не дошло вообще, два – из Стокгольма и Санкт-Петербурга – опустились в почтовый ящик в конце января, а открытка из Тбилиси дошла до московского адресата только накануне 8 Марта. Также «НИ» написали о задержке писем из Бельгии и Германии, дошедших только 8 января, на e-mail «Почты России». Оказалось, что электронная почта работает ненамного быстрее обычной: ответ, из которого мы узнали, что контрольных сроков доставки писем из-за рубежа не существует в природе, пришел только через 10 дней. Выяснить, куда делась затерянная корреспонденция или где пропадала запоздавшая, нельзя: если письмо не заказное, то его перемещения никак не отслеживаются.

Почтовики ссылаются на рост числа почтовых отправлений. За последние девять лет, по данным пресс-службы ФГУП «Почта России», число отправленных писем увеличилось с 984,7 млн. штук до 1,5 млрд. штук, в основном за счет деловой корреспонденции и биллинговых счетов. За тот же период посылок стало больше почти в четыре раза – с 12,9 до 49 млн. штук. Произошло это из-за стремительно набравшего популярность интернет-шопинга: недавний опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 12% российских юзеров пользуются Интернетом исключительно для совершения покупок, а согласно исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в Москве и Санкт-Петербурге в интернет-магазинах закупаются 87 и 79% пользователей соответственно. В апреле в Подольском районе Подмосковья был запущен региональный автоматизированный сортировочный центр (АСЦ), в который вложили 3,5 млрд. рублей. Планируется, что через АСЦ будет проходить четверть всего почтового обмена страны.

Ручная работа

В «Почте России» наличие проблем признают. «В российской почтовой отрасли остается проблема высокого износа инфраструктуры и транспорта, – сказали «НИ» в пресс-службе «Почты России». – Перевозка почты в значительной степени привязана к транспорту общего пользования – железнодорожному и авиационному. С момента утверждения контрольных сроков доставки произошли значительные изменения в расписаниях движения железнодорожного и особенно авиатранспорта. Почта может отправляться несвоевременно из-за разовых отказов ОАО «РЖД» во включении почтовых вагонов в составы скорых поездов, запрета на отправку составов почтово-багажных поездов, в которых менее 15 вагонов. Такое случалось не один раз. Особенно напряженное положение складывается на межрегиональных перевозках в северных регионах страны, где основным перевозчиком являются местные авиакомпании, которые даже запланированные рейсы выполняют по пассажирозаполняемости. А труднодоступных населенных пунктов, с которыми в периоды распутицы и бездорожья невозможно организовать регулярный обмен почтой ведомственным транспортом, насчитывается около 3,5 тысячи в 51 регионе РФ».

Существенно влияет на скорость доставки писем и открыток человеческий фактор: объем работы сотрудники почты выполняют огромный, а зарплату им платят мизерную. Средний оклад в прошлом году составил 11 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на жалкие 6%. А среднемесячная зарплата сельского почтальона составляет без малого шесть тыс. рублей. «Такое положение во многом стало следствием принятого снижения тарифов на доставку пенсий и пособий: из-за недополучения запланированных доходов предприятие не может существенно повысить заработную плату», – посетовал в беседе с «НИ» председатель Общероссийского профсоюза работников связи Анатолий Назейкин.

Но главным тормозящим фактором в работе организации специалисты называют ручную сортировку корреспонденции и вообще нехватку автоматизации производства. Еще в 1960-х годах корреспонденция сортировалась специальными машинами. «Однако к началу 1990-х это оборудование уже имело большую степень износа, но главное – не могло эксплуатироваться без запчастей, производившихся на территории бывших республик СССР, – рассказали «НИ» в пресс-службе «Почты России». – Кроме того, в 1990-х – начале 2000-х годов в стране не было единого федерального почтового оператора. Разобщенные региональные управления федеральной почтовой связи просто не имели возможностей для инвестирования в автоматизацию производства».

В конечном итоге можно констатировать, что все объяснения пресс-службы ведомства о том, почему «Почта России» работает столь неэффективно, сводятся к традиционному выводу – не достает средств. И в некоторых СМИ уже появляются материалы об очередном плане модернизации, которую намерен провести очередной глава почтового ведомства Александр Киселев. Предыдущему руководителю Андрею Казьмину не удалось справиться либо с этим неповоротливым монстром, либо со структурами, претендующими на почтового монополиста. В «Сбербанке», которым Казьмин до перехода в «Почту России» руководил много лет, он свою менеджерскую эффективность доказал. В почтовом ведомстве бывший банкир проявить свои способности толком, наверное, и не успел – назначен был в конце 2007 года, а уже в начале 2009-го снят. На масштабное хозяйство пришел бывший руководитель «Связьинвеста» Александр Киселев, считавшийся протеже скандально известного экс-министра связи Леонида Реймана. И уже вскоре появились планы глобальной модернизации почтового монополиста, требующие, как водится, глобальных многомиллиардных средств. Мы вскоре постараемся проанализировать эти планы более подробно, собрав комментарии специалистов, хорошо знакомых и со спецификой почтового ведомства, и с былыми достижениями главы «Связьинвеста». Но уже сегодня нет повода сомневаться, что опыт освоения таких средств у господина Киселева богатый. Станет ли от этого эффективнее почтовая служба? Внешне возможно и станет. В газетах уже появились образцы новой парадной формы, которую для почтовиков разрабатывает модельер Зайцев. Освоение бюджетных средств на модернизацию идет полным ходом. Правда, газеты к подписчику поступают с опозданием на несколько дней, как и при прежних руководителях ведомства. Письма идут неделями, посылки месяцами. Но даже если всех почтальонов страны переодеть в парадную форму и поставить впереди них Киселева в лампасах, вряд ли письма и посылки полетят быстрее при такой «модернизации».

Источник: Новые известия