27 апреля с.г. в газете «Новые известия» была опубликована статья «Ложный посыл». Группа авторов сделала попытку проанализировать проблемы, существующие у «Почты России». Оставляя в стороне стиль и интонацию публикации, хотелось бы дать разъяснения по существу затронутых в статье проблем подписки на газеты и журналы.
Проблемами института подписки медиасообщество занимается уже не один год. Связано это, прежде всего, с тем, что в отличие от других стран, в России подписка дороже розницы, стоимость доставки газет и журналов, с учетом наших расстояний и других объективных обстоятельств, высокая. Чтобы предотвратить дальнейший рост тарифов на подписку, государство стало выделять почте дотации на покрытие затрат на доставку подписных изданий. Эта мера позволила сохранить неизменными доставочные тарифы на прессу, хотя и не покрыла всех издержек почтовиков. Подписка, как одно из направлений деятельности почты, продолжает оставаться для этого ведомства убыточной. Такова суть данной проблемы, а проблема, прямо скажем, носит общенациональный и государственный масштаб.
Авторы публикации считают, что дотации на доставку подписных изданий должны распространяться только на социально значимые газеты. В этой ситуации не понятно, кто и как из этих 72 тысяч зарегистрированных в России печатных СМИ определит значимые и незначимые издания и составит список «лучших» и «худших» печатных СМИ. Такой подход открывает «ящик Пандоры» к спорам вокруг изданий (кому давать дотации, а кому не давать), организуя поле для коррупции, дискриминации подписчиков. Кто будет определять социальную значимость изданий о спорте, рукоделии, кулинарии, садоводстве и огородничестве, детских и юношеских, компьютерных изданий и т.д.
На наш взгляд, критерий должен быть единым общегосударственным: все издания, официально зарегистрированные в РФ (кроме рекламных и эротических), должны иметь право на равный доступ к населению. В этой сфере не должно быть перетягивания каната между «лучшими» и «худшими» изданиями или, по другой терминологии, социально значимыми и социально незначимыми. СМИ в условиях свободного рынка удовлетворяют информационные потребности различных групп населения - в этом реализуется конституционное право человека на свободный доступ к информации. Любая дискриминация в этой сфере является противозаконной.
У «Почты России» есть очень много серьезных проблем. В развитых странах подписка, как правило, является льготной, финансируется частично издателями, частично государством. В некоторых странах почта вообще не занимается подпиской, ею занимаются только издатели. В России же почта является многофункциональной структурой. В российском почтовом ведомстве действительно не хватает средств на модернизацию, внедрение новых технологий, на автоматизацию почтовых процессов, обновление и ремонт почтового транспорта. Наши почтальоны, особенно в сельской местности, получают зарплату ниже прожиточного минимума, поэтому помогать «Почте России» - общенациональная задача. Кроме того, с учетом географического фактора и необходимости укрепления единого информационного пространства в стране институту подписки нужна серьезная господдержка. Именно поэтому участники XVIII международной конференции АРПП обратились к Президенту РФ Д.А. Медведеву с просьбой обеспечить в РФ нулевой тариф на доставку подписных изданий за счет госдотаций и ввести нулевой НДС на услуги по подписке.
Мы также считаем, что издатели должны активно включиться в развитие подписки и поддержать ее, участвуя в поддержке института подписки в стране путем ее софинансирования. В чем мы абсолютно согласны с авторами публикации, это в том, что подписка на газеты и журналы в России в опасности.
Поэтому в АРПП считают необходимым образовать альянс в поддержку подписки, куда бы могли войти все заинтересованные стороны, в том числе издатели, подписные агентства и пр.
Пресс-служба АРПП