Когда не действует закон, или еще раз про аукцион...

«Бди», – предупреждал Козьма Прутков

Загадочная история
В разгар кризиса в редакцию «ЭКО» стали поступать жалобы от подписчиков (в основном речь идет о бюджетниках – городских, районных, вузовских библиотеках): так называемые альтернативные агентства, которые наряду с «Роспечатью» занимаются подпиской на периодические издания, собрав деньги, исчезают с рынка. Редакция теряет читателей: они заплатили деньги и хотят получить журнал, а не разбираться, по чьей вине он не поступает.

Поскольку редакция за все 40 лет работы на рынке никогда не нарушала сроки выпуска журнала и выполняла полностью свои обязательства, в № 11 «ЭКО» за 2009 г. в обращении к читателям мы посоветовали подписываться только через хорошо зарекомендовавшие себя агентства. В телефонных переговорах предлагали библиотекам подписываться через редакцию – и дешевле, и надежнее. Но нам ответили, что проще сделать это пакетом через альтерна-тивщиков.

Письма с жалобами от библиотек об исчезнувших поставщиках поступают до сих пор. И мы решили провести небольшое редакци¬онное расследование, чтобы понять причины происходящего.

В № 12 «ЭКО» за 2008 г. мы рассказывали о трудностях, с которыми сталкиваются на сегодняшнем рынке услуг участники торгов и аукционов. Посмотрим, что происходит в интересующем нас сегменте реализации подписных изданий через альтернативные агентства.
Альтернативные агентства появились намного раньше, чем вышел известный федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров. Выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу 01.01.2006 г.). Он призван был перевести госзакупки на конкурсы и аукционы и обеспечить прозрачность и эффективность торгов, а также предотвратить сговор их участников. Федеральная антимонопольная служба справедливо надеялась на развитие здоровой конкуренции и предоставление качественных услуг. Именно альтернативные агентства по доставке корреспонденции подписчикам смогли предложить своим клиентам услуги более высокого уровня, чем агентство «Роспечать», чей сервис, мягко говоря, был ненавязчив – задержки поставок, повреждения при транспортировке, очередь при подписной кампании, необходимость заполнить ворох бланков.

С 2006 г., после вступления в силу закона, жизнь для подписчиков (мы будем говорить о юридических лицах – библиотеках) стала легче. Общий объем альтернативной подписки в 2006 г. составил 2–4 млрд руб. Теперь, выставив на сайт «Госзакупка» свой пакет-заказ на весь список нужной корреспонденции и объявив о сроках аукциона, можно было только ждать исполнения своих желаний лучшим из лучших поставщиков. Главный критерий – низкая цена на выполнение услуг и товар. Однако именно это условие позволило недобросовестным поставщикам побеждать в конкурсной борьбе, поскольку добросовестные участники особо снижать цены не могли.

До 2007 г., по нашим данным, число агентств нарастало, сбоев в сотрудничестве не было. Кое-где заказчики даже продолжали работать по старинке, на доверии – без оформления договоров: счет – оплата, и достаточно. Преддверие кризиса совпало с неожиданностями – неполным выполнением альтернативными агентствами своих обязательств, а то и вовсе с исчезновением поставщика с рынка.

По мнению А. В. Оськина1, председателя правления Ассоциации подписчиков печатной продукции (АРПП), это связано с отсутствием входных барьеров на рынок альтернативной подписки. В результате ежегодно увеличивается количество мелких агентств, предлагающих услуги, у которых нет налаженной логистики, наработанной годами репутации и устойчивых связей с издательскими домами. Основным средством конкурентной борьбы они выбирают демпинг. Мелкие агентства собирают деньги за подписку, привлекая клиентов низкими ценами, действуя в обход законодательства (либо вообще не регистрируются в налоговых органах, либо приобретают издания по оптовым ценам как для розничного распространения), что является недобросовестной конкуренцией.

1 Доклад А. В. Оськина на заседании круглого стола «Альтернативные формы подписки на прессу в России». 01.11.2007 г. URL: http://news.osmi.ru/ 2007–11–01/533.html

Вот, например, сообщение пресс-службы АРПП: «Ситуация, сложившаяся в Самарской области, показательна, это далеко не первый случай, когда государственное учреждение по итогам проведенного тендера заключает договор не с крупным, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке предприятием, а с никому не известной фирмой, которая, заявляя чрезвычайно низкие цены на свои услуги, впоследствии не выполняет условия договора и не поставляет издания. В феврале 2010 г. то же произошло в Ставропольском крае».

В ходе разбирательств выясняется, что проверяющие и контролирующие органы над заказчиками есть – Федеральная антимонопольная служба, а над поставщиками – нет: свободный рынок! А в случае отказа в торгах (если у заказчика закралось сомнение – уж слишком подозрительно низкая цена контракта) поставщик имеет право обратиться в суд и указать на неисполнение закона № 94-ФЗ заказчиком.

Приёмы против лома
Как предотвратить заключение контрактов с недобросовестными поставщиками?
Эти вопросы мы задали нашим респондентам – сотрудникам библиотек (заказчикам прессы) вузов и научно-исследовательских институтов г. Новосибирска. Ответы были следующими.
«Пакет документов потенциального поставщика прорабатываем очень тщательно. Каждую позицию как под микроскопом».

«Если цена ниже каталожной, звоним представителю поставщика и интересуемся, откуда такая цена на издание», «Нет, наличие договора с издательством или редакцией проверить не можем, но уже знаем, что это бывает лишь в том случае, когда поставщик закупает через редакцию большой объем продукции и имеет скидку, но для этого он должен быть крупным поставщиком, а не фирмой-однодневкой».

«Собрав максимум информации и в случае больших неразрешенных сомнений, придумываем формулировки-отписки, типа “заявка оформлена не по образцу, отсутствуют точные адреса – несовпадение юридического и фактического” и т.д.». «Откажем, а потом волнуемся – они ведь могут на нас в суд подать. И недосмотреть боимся – ведь после заключения контракта в течение 10 дней нужно сделать 100%-ю предоплату. А поставок потом жди полгода – будут – не будут»...

Бюджетники обязаны платить вперед на весь подписной период. Подписчики, не относящиеся к бюджетному сектору, более свободны в своих действиях: «Сначала стулья – потом деньги. Оплата – только после поставки!».

Что делается в случае непоставок?
«Если поставщик сразу исчез с деньгами – тут уж даже если затеешь Арбитражный суд – все равно ничего не получишь. Пока суд не закончится, на сайт в “Реестр недобросовестных поставщиков” его не поместят. А он к тому времени уже под другим именем зарегистрировался». «Так было с “Комкуром”, ООО “Карат Поволжье”, ООО “Пресса” и др.».

Время идет, и список увеличивается. У частных агентств в форме ООО в случае банкротства получить деньги нереально – имущества у них нет, помещение арендованное, многие из них после «удачно» проведенной подписки переучреждаются (даже поговорка есть – только в России можно каждый год менять место работы, сидя в том же помещении на том же стуле). Претензии предъявлять некому и себе дороже.

Какой выход?
«Мы хотели бы работать с хорошо зарекомендовавшим себя поставщиком и пролонгировать договор, но вынуждены снова объявлять аукцион, потому что так полагается по закону, если заказ свыше 150 тыс. руб.».

«Введение электронных торгов на количестве мошенников вряд ли отразится. Ведь еще бывают и заведомые сговоры между участниками торгов, и это тоже трудно предотвратить», «Над нами есть контролирующие органы, а над ними – нет, с этого и нужно начинать».
От себя можем предложить подписчикам проверить, заключен ли у альтернативного агентства договор на поставку печатной продукции с редакцией (в этом случае для крупных агентств действуют скидки) или с другими агентствами.

Предложения

Почему же поставщики оказались недосягаемы для закона? Ведь не секрет, что полукриминальные структуры есть не только в сегменте подписки, но и везде, где работа строится по предоплате. Полагали, что мошенничество в данном сег¬менте примитивно, а оно оказалось креативно, чего и следовало ожидать...

8 декабря 2009 г. этой проблеме было посвящено совещание Ассоциации распространителей печатной продукции, на котором генеральный директор ООО «Урал-пресс ХХ1» указал, что «государство реагирует на создавшиеся проблемы, но медленно. А проводящие тендеры предприятия юридически порой слабо подкованы и мало применяют поправки к закону2, чем мошенники активно и пользуются». По его подсчетам, государство только на тендерах каждый год теряет 50 млн руб.

Пока динамика открытий и закрытий альтернативных подписных агентств свидетельствует о том, что рынок находится в неустойчивом положении. Необходимы корректировки законодательства РФ в этой сфере, поддержка предприятий, организующих альтернативную подписку, как малого и среднего бизнеса.

Ассоциация предложила создать собственный контролирующий орган, выдающий «сертификаты надежности», которые бы признало государство. Наверное, это действительно своевременно, уже есть большие опытные, с хорошей деловой репутацией агентства, которые достаточно зарекомендовали себя на рынке. Да и заказчику часто бывает проще и выгоднее пролонгировать договор – и партнер надежный, и издания, бывает, затягиваются со сроком выпуска и выходят уже во время действия другого договора-контракта.

2 Речь идет об обеспечении контракта в ч. 4 ст. 38, а также п. 9 ч. 4 ст. 34 федерального закона № 94-ФЗ. А также о федеральном законе от 17.07.2009 № 164-ФЗ, вступившем в силу 19.08.2009.

Сейчас в рамках АРПП ведется работа по созданию «Модели Подписки-2020». Эта подписка должна быть многоканальной, массовой, общедоступной и мультимедийной. В ее становлении главная роль отводится Интернету и т.д. По данным АРПП, сейчас в стране в денежном выражении 60% подписки проходит через «Роспечать», 30% – через альтернативные агентства и 10% – через редакционную подписку. Через 2–3 года, как считают работники отрасли, на почтовую подписку будет приходиться 40%, на альтернативную – 40 и 20% будет у редакций.

Со временем расширится редакционная подписка. Сегодня она эффективна и под силу лишь крупным издательским домам, имеющим для этого специальный штат, а иногда и собственные call-центры и экспедиционные службы.

Пример – Япония, где 80% всех подписных тиражей доставляется потребителям без посредников редакциями газет и журналов (курьерскими службами, которые принадлежат издательствам). Но нельзя забывать, что у наших стран разные размеры территории.

К тому же японцы законопослушны и не скачивают из Интернета информацию, защищеную авторскими правами. Приверженность японцев к бумажным носителям газет и журналов объясняют еще и тем, что в традиции народа – непосредственно держать издание в руках. А потому Япония – самая читающая страна в мире, в ко¬торой ежедневные тиражи газет – более 2 млн экземпляров в день.

***
Наша страна стремительно перестает быть самой читающей. Молодежь черпает информацию преимущественно в Интернете. Тиражи наших изданий не такие впечатляющие, а потому хотелось бы, чтобы каждый подписчик не был обойден вниманием (своевременной доставкой) и законом (гарантом этого внимания). Будем надеяться, что, объединившись, издатели и распространители совместно отрегулируют вопросы доставки изданий читателям, не разрушив начинающую развиваться конкуренцию.

Источник: ЭКО