Михаил Сеславинский о рынке печатных СМИ

Вчера на расширенной коллегии министерства связи и массовых коммуникаций глава Роспечати Михаил Сеславинский поставил окончательный диагноз рынку печатных СМИ в условиях экономического кризиса. По словам Сеславинского, прошлый год был для отрасли непростым, но он показал, что у нее есть большой запас прочности.

Согласно данным представленного доклада, медиаотрасли пришлось испытать серьезные финансовые потрясения - рекламные доходы упали. Сильнее всего кризис ударил по печатным СМИ. Так, если телевидение лишилось 18 проц. рекламных денег, радио - 36 проц., то доходы от рекламы в печатных СМИ упали на 43 проц. На такой финансовой беде "нажился" только Интернет: рост реальных рекламных доходов в виртуальном пространстве составил 8 проц.

Общее падение доходов от подписки на печатные издания составило 8,3 миллиарда рублей (30,3 проц.), хотя количество подписных наименований снизилось незначительно. Но Михаил Сеславинский настроен оптимистично: "Все это не вызвало катастрофической ситуации на рынке медиа. Очень многие медиа не просто приспособились к сложившейся ситуации, но и сумели найти свои ниши, сумели перебросить финансовые средства на более существенные векторы развития".

Более того, в прошлом году на медиарынке было зарегистрировано более 5,5 тысячи новых СМИ. "Главным образом это печатные СМИ", - пояснил заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникация Владимир Григорьев. Правда, при этом закрылось более 60 общефедеральных изданий. "Но несмотря на определенные потери и сокращения, аудитория прессы сохранилась", - отметил Григорьев.

Замглавы Роспечати обратил внимание на самую слабую, по его мнению, часть рынка СМИ - подписку. По мнению Григорьева, "рынок подписки на периодическую печать весьма нездоров. Главная проблема в том, что "Почта России" не решает вопроса доставки изданий в срок". Кроме сроков доставки рынок подписки "болен" еще и своими ценами. Авторы доклада сравнили этот показатель со стоимостью подписки в США. Один номер газеты "Вашингтон пост" обходится американскому подписчику в 8,5 рубля, тогда как за один номер газеты "Аргументы и факты" подписчик в Москве платит 21 рубль.

Авторы доклада Роспечати не обещают для СМИ легкой жизни и в следующем году. "Существенно наверстать потери 2009 года явно не удастся", - отмечается в докладе. Но осторожный оптимизм у Роспечати все же присутствует: "Пока рано говорить о каких-то устойчивых предпосылках и тенденциях роста рекламного рынка страны и рекламных доходов печатных СМИ в 2010 году, но надежда есть. Она базируется на обнадеживающих прогнозах развития российской экономики, которые, в свою очередь, основаны на приличных ценах на нефть, оживлении фондовых рынков, заявленных в планах модернизации производства".

На пятки рынку печатных СМИ наступает Интернет. По данным Роспечати, сегодня в России Всемирной сетью пользуется более 43 млн человек. Двенадцать млн пользователей зарегистрировали свои блоги, правда, на этом дело и остановилось - только 10 проц. из них - активны, то есть обновляются хотя бы раз в месяц. Наиболее популярным занятием среди пользователей Рунета является чтение новостей - 77 процентов предпочитают газетам экран монитора. Что касается доменных имен в зоне.RU, то на весну 2010 года их насчитывается 2,6 млн. В начале 2009-го эта цифра составляла чуть более 1,8 млн. В докладе особо отмечается, что на накопление первого миллиона имен в зоне.RU ушло 13 лет, а второй миллион национальный домен набрал за 1,5 года.

Но с развитием Рунета возникает и ряд проблем. Одна из наиболее актуальных - автор ское право, в частности на литературные произведения. По словам замглавы Роспечати, "до 90 процентов электронных библиотек в Сети - пиратские. Ежемесячный объем продаж легальной электронной книги в России составляет 100-150 тыс. долл., в то время как нелегальной - около 2 млн долл.". Он также отметил, что "время от вывоза тиража отдельных книг из типографии до появления их в электронном виде на пиратских сайтах может составлять лишь около 4 часов".

Источник: Российская газета