Национальный оператор почтовой связи готовится открыть в Москве отделения нового формата. Они появятся в крупнейших торговых центрах, например в «Меге», и станут фокусироваться на финансовых и логистических услугах.
В 2010 г. в Москве будет открыто 100 новых почтовых отделений и часть из них расположится в крупных торговых центрах, заявил вчера гендиректор «Почты России» Александр Киселев. В первую очередь такие отделения будут оказывать финансовые услуги - принимать платежи за услуги ЖКХ и связи, в счет погашения кредитов, денежные переводы и т. д. Там же можно будет воспользоваться традиционными почтовыми услугами, например отправить письмо, уточняет представитель «Почты России».
Переговоры об аренде площадей уже идут с IKEA (речь идет о принадлежащих ей трех московских торговых центрах «Мега») и с Crocus Group (о площадях в торговом комплексе Vegas, открытие которого должно состояться на днях), рассказал источник, близкий к одной из сторон. Это подтвердили представители пресс-службы «Почты России», а также Crocus Group Полина Елшина. Сотруднику пресс-службы IKEA о переговорах с «Почтой России» не известно.
В торговых центрах расположатся отделения трех форматов - микро- (стойка с сотрудником почты), мини- (небольшой офис с двумя-тремя сотрудниками) и полноценные отделения площадью 35-40 кв. м. Открытие таких отделений позволит значительно увеличить количество посетителей, надеется Киселев, в частности, привлечь клиентов, которые до сих пор вовсе не ходили на почту. Создание отделений на базе торговых центров привлекательно и с точки зрения инвестиций: не придется тратиться ни на строительство помещений, ни на первичную инфраструктуру, объясняет представитель «Почты России». Единственные расходы - ремонт и оборудование помещений, а также арендная плата. Назвать инвестиции в проект представитель почты отказался.
Платежи, например, за телефон и ЖКХ, давно принимают и специальные терминалы, установленные в абсолютном большинстве торговых центров. Преимущество почты - наличие комплексной услуги, говорит представитель ее пресс-службы, а некоторые сервисы, например прием и выдача денежных переводов, через терминалы недоступны. Московский проект будет пилотным, добавляет он. Если он окажется успешным, аналогичные розничные отделения «Почта России» будет развивать в регионах, где терминалы не так распространены.
Аренда 1 кв. м в крупном московском гипермаркете стоит $3000-4000 в год, в регионах - около $1500 в год, говорит президент «Евросети» Александр Малис. Он сомневается, что проект «Почты России» будет успешным: в каждом молле есть три-четыре места, где можно сделать платеж, а также небольшие банковские киоски, где можно совершить перевод. Ежемесячный оборот банковской точки, установленной в торговом центре и принимающей платежи и переводы, Малис оценивает в сумму до $100 000.
Перспективы почтовых отделений в мегамоллах напрямую зависят от популярности и проходимости самого торгового центра, полагает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Финансовые услуги, как и услуги почтовой связи, могут пользоваться популярностью, допускает она, но только если время работы отделений будет совпадать с графиком работы молла. Многие люди не пользуются услугами почты просто потому, что отделения закрываются рано, отмечает Колбина.
Грозят убытками
8 миллиардов рублей может составить убыток «Почты России» по итогам 2010 г. в случае сохранения действующей ставки на доставку пенсий (0,97% от суммы пенсий), предупредил вчера Киселев. В 2009 г. чистая прибыль «Почты России» составила 306 млн руб., а в этом году могла бы вырасти примерно до 500 млн руб., заявил он. По словам Киселева, почта рассчитывает на повышение ставки и совместно с Минкомсвязи готовит предложение о том, чтобы ее размер устанавливало не Минздравсоцразвития, а Федеральная служба по тарифам.
Источник: Ведомости