Профиль: Пресса под прессом. О проблемах подписки на газеты и журналы в России

Для сохранения и развития института подписки требуется взвешенная позиция государства и издателей. Для современных российских СМИ вопрос подписки является одним из наиболее острых и болезненных. Главная проблема заключается в росте ее стоимости и в бедственном положении многих редакций, прежде всего, региональных. Журналисты традиционно винят в росте цен монополиста доставки периодики - "Почту России".

Единственным пока решением проблемы доставки прессы читателям являются государственные дотации. Этот механизм был определен в 2007 году с легкой руки тогдашнего первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Государство компенсировало расходы на подписку и доставку прессы "Почте России", что позволило заморозить цены на доставку и спасти часть изданий от закрытия.

В начале 2010 года Счетная палата РФ решила проверить, каким образом и насколько обоснованно тратятся государственные дотации. По итогам проверки вновь встал вопрос, почему бюджетные деньги выделяются на доставку всех изданий - от общественно-политических до, мягко говоря, эротических и полусектантских. При этом аудиторы Счетной палаты отметили, что список субсидируемых изданий определяет государство, которому пора определиться с принципами поддержки российской прессы.

Вопрос с подпиской был также поднят на коллегии Минкомсвязи. Показательным примером дороговизны услуг "Почты России" почему-то стало сравнение подписки на экземпляр газеты Washington Post, который в США стоит в пересчете по курсу 8,5 рубля, и подписки на "Аргументы и факты", экземпляр которых в России поступает по подписке за 21 рубль. Правда, при этом умалчивалось, что в США экземпляр тех же "Аргументов и фактов" стоит уже $5,79 или более 170 рублей при пересчете по нынешнему курсу доллара к рублю.

Действительно, американс-кие издания обходятся в США своим подписчикам в копейки или, точнее, в центы. Подписка на один экземпляр Financial Times стоит, к примеру, 32 цента, на Maxim - 83 цента за экземпляр, Forbes - 77 центов, ELLE - $1,14, Cosmopolitan - $1,25. Из этого можно было бы сделать вывод, что услуги американской почты стоят недорого, если бы не пример с распространением российских изданий в США. Так, подписка на один экземпляр "Московского комсомольца" здесь составляет $3,25 ($974 в год), "Аргументов и фактов" - $5,79, "Комсомольской правды" - $3,30 за экземпляр. Разница налицо.

Если следовать логике, то получается, что и американская почта гонится за "сверхприбылью"? Не совсем. Объяснение разницы в том, что американские издатели сами финансируют подписку, а рос-сийские - практически нет, поэтому и стоимость их подписки, как в России, так и за рубежом, в разы дороже.

Действительно, подписка в России дороже розницы, потому что НДС по-прежнему высок, издатели не хотят тратиться на доставку изданий по подписке и т.д. И все эти вопросы не решить, просто назначив виноватой "Почту России". Тем более что, обвиняя почту и получая дотации от государства, издатели, можно сказать, тоже не всегда корректны по отношению к читателям, так как сами значительно завышают подписную цену изданий.

Те же "Аргументы и факты" в розницу поступают за 8,25 рубля, а в подписку уже за 8,82 рубля. "МК-бульвар" - 9,24 и 11,35 рубля соответственно. "МК-мобиль": для розницы цена издателя составляет 12,65 рубля за номер, а для подписчиков уже 14,08 рубля.

Проблемы подписки можно решить, лишь устранив экономические проблемы на рынке. И очевидно, что без помощи государства здесь пока не обойтись. Оно, вероятно, еще вернется к определению критериев и круга изданий, которым будет оказываться помощь. Пока же радует уже то, что в ответ на обращение участников медиарынка администрация президента направила в Минфин просьбу рассмотреть вопрос о возможности обнуления НДС на услуги по подписке.

Издателям же стоило бы поучиться американскому опыту: в противном случае институт подписки в России может практически исчезнуть, как экономически недееспособный. При этом закрепленное Конституцией России право граждан на информацию никто отменять не собирается.

Источник: Профиль