На рынке продолжается постепенный рост цен. С января по май этого года закупочные цены повысились в среднем на четверть изданий. При этом в подавляющем большинстве случаев повышение цен со стороны издателей не превышало 5-7%. Размер средней торговой наценки в рознице также не подвергался существенным изменениям.
В рознице с начала этого года цены увеличились в среднем на 7-12% за счёт поднятия цен издателями и увеличения наценки распространителями.
Повышение цен в летний период может продолжиться и будет зависеть от спроса со стороны населения на отдельные группы изданий.
Падения доходов распространителей от реализации прессы в розницу не наблюдается, снижение тиражей отдельных изданий компенсируется ростом продаж изданий-лидеров и продажей сопутствующих товаров, доля которых в обороте возрастает (до 35-50% в обороте киосковых сетей).
Продажи печатной продукции в киосковых сетях Москвы и Санкт-Петербурга по сравнению с прошлым годом увеличились на 5-7%, наряду с этим продолжает наблюдаться снижение реализации в экземплярах – снижение порядка 3-4%.
Положительным моментом стало увеличение рядом крупных издательских домов бюджетов на продвижение своих изданий в каналах распространения. Бюджеты на продвижение по сравнению с аналогичным периодом выросли, по оценкам экспертов рынка, в среднем на 15-20%. Тем не менее, конкурентная борьба за рекламные бюджеты усиливается, издателям предлагаются значительные скидки на услуги по продвижению. Часть услуг распространители стали предлагать бесплатно в виде бонусов. Увеличение цен со стороны распространителей на услуги по продвижению не прогнозируется.
На рынке по-прежнему наблюдается рост интереса к сегменту патворков и книжным коллекциям издательских домов. Оборот данной группы в киосковых сетях увеличился на 10-12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А количество проектов за год увеличилось вдвое.
Показатели реализации тиражей большинства тематических групп остаются стабильными, без тенденций к росту.
В настоящее время востребованным тематическим направлением изданий остаются журналы для родителей о воспитании детей. Спрос растет умеренно в связи с увеличением рождаемости и улучшением демографической ситуации в стране.
По сравнению с прошлым годом наблюдается небольшой рост спроса на издания автомобильной тематики.
Большой популярностью по-прежнему пользуются телегиды.
Также не уменьшается спрос на издания садово-огородной тематики. Роста, как в прошлом году ,не наблюдается, продажи в штучном выражении находятся на уровне 2009 года.
Устойчивым спросом пользуются издания кроссвордно-сканвордной тематики, интерес в значительной степени поддерживается большим количеством специальных выпусков.
Также устойчивой тематической группой являются мужские журналы.
В сегменте женских журналов о стиле жизни и моде падения тиражей прекратилось, спрос стабильный, на уровне прошлого года.
В весенний период наблюдался рост реализации тиражей женских изданий о красоте и здоровье.
Также на рынке появился ряд новых проектов:
Издательский дом Global Media Group объявил о запуске мужского журнала о моде и стиле МАХ. Журнал будет выпускаться по лицензии RCS Media Group. Первый номер российского издания MAX выходит в сентябре 2010 года. Концепцию издания в Global Media Group описывают как сочетание реализма, интеллекта и эмоций.
ИД «Аргументы и факты» представил новый продукт — газету «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение». Это специализированное 16-полосное издание, предназначенное для медицинских и фармацевтических работников.
Издательский дом SKP Media выпустил на медиа-рынок страны русскоязычный еженедельник «Комсомольская правда» - Эстония».
Издательские дома продолжают заполнять нишу недорогих массовых изданий. Bauer Media запустил под брендом «Народный совет» линейку пятирублевых изданий: «Дачный сезон», «Готовим дома» и «Народные рецепты».
«Creative Media» - начал выпуск двух новых журналов: «Женские секреты» и «Стройная и Красивая».
ИД «Бурда» запустил новый журнал «Добрые советы. Моя любимая собака».
ИД “Пресс-Курьер” запустил серию развлекательных изданий – журналов с цифровыми головоломками.
Наряду с этим, с оттоком читателей сталкиваются журналы для молодёжи и подростков, компьютерные и игровые журналы, а также подавляющее большинство изданий о спорте, многие общественно-политические газеты и информационно-рекламные издания. Можно прогнозировать, что эта тенденция в перспективе будет усиливаться, т.к. данные тематические ниши наиболее подвержены влиянию интернета.
Важной чертой происходящих на рынке процессов является расширение издательской деятельности в мультимедийной сфере, т.е. продвижение создаваемого контента по различным каналам и носителям информации. Одновременно с этим наблюдается появление печатных СМИ по материалам интернета и блогосферы.
В целом на рынке сохраняется баланс читательских предпочтений, когда падение тиражей одних изданий компенсируется ростом интереса к другим.
Таким образом, в сфере печатных СМИ объём продаж является стабильным. Продажи тиражей в экземплярах имеют тенденцию к сокращению.
Экспертная группа АРПП