«Экономика дистрибуции прессы: проблемы, взгляд на решения»


М.Ю. Люлин, генеральный директор ООО «Пресс-Логистик»

На сегодняшний день в России функционирует достаточно разветвленная система распространения прессы, и, несмотря на ряд существующих проблем, медиарынок  достаточно перспективен.

Безусловно, перемены на рынке средств массовой информации неизбежны. В последнее время стремительно вырос сектор интернет-СМИ, которые составляют серьезную конкуренцию «традиционным» газетам и журналам. В сложившейся ситуации от издателя требуется постоянное повышение качества печатной продукции, а от дистрибьютора –, внедрение новых технологий  в систему дистрибуции.

Неоднократно поднимался вопрос рентабельности различных звеньев дистрибуции прессы. Экономическая модель работы издатель – дистрибутор основывается на договорах купли-продажи, т.е. перехода прав собственности на товар. Были попытки государственного регулирования процесса распространения печатной продукции, но вместо реальных действий были только громкие «лозунги». Влияние на процесс распространения продукции от издателя до конечного потребителя оказывают все операторы рынка - издатель, дистрибутор, в разной степени в зависимости от рейтингов, договоренностей, статусности и т.д. Жизнеспособность любого бизнеса, его способность к развитию находятся в тесной связи с показателем рентабельности. Рентабельность бизнеса по распространению печатной продукции в докризисное время находилась на низком уровне, наступление же кризиса усугубило данную ситуацию. Таким образом, в настоящее время рентабельность каждого направления такова: ритейл - 5%, розничная торговля - 8%, опт - 3%. Расходы на организацию торговли в каждом канале сбыта печатной продукции разные, соответственно и доходы должны обеспечивать данные расходы.

Существует два вида дистрибуции  - «прямая» и «посредническая», и в России присутствуют обе модели.
«Прямая» дистрибуция подразумевает под собой, что издатель заключает договор на поставку напрямую с конечным реализатором. В этом случае снижается доходность канала сбыта дистрибьютора и возникает вероятность рисков задолженности по оплатам за поставленный товар издателю.

«Посредническая» форма дистрибуции - традиционная схема работы в России и практически во всём мире. Рассмотрим данную модель изнутри и возникающие в ней проблемы. Экономическая модель взаимоотношений традиционная  – это договор купли-продажи между издателем и дистрибутором.

Необходимо рассмотреть и структуру доходов каждого из участников рынка распространения печатной продукции.

Продажа периодической печатной продукции  в этом процессе начинается с формирования отпускной цены издателем. Расходы Дистрибьютора в зависимости от его географии продаж, каналов сбыта так же варьируются, издатель может выступать гарантом стабильности ценообразования, вводя правило формирования отпускных цен.  Проблема низких цен обсуждалась уже неоднократно, цена для издателя - это один из механизмов регулирования продаж, а для дистрибутора метод получения доходов. Например ситуация розничного ценообразования в дистрибьюции через магазины самообслуживания выглядит гораздо сложнее, ведь в процессе ценообразования участвуют все операторы рынка - и  издатель, и дистрибутор, и ритейлер. При этом главную роль играет ритейл. Это выражается в цифровом виде – наценка дистрибьютора составляет от 21 до 45%, ритейла - от 32 до 45%. За эти скромные 21 - 45% наценки  дистрибьютор должен организовать точно такой же процесс продаж как в киосковой сети, а в киосковой сети наценка составляет в среднем 95%.

Взаимоотношения издателя и дистрибьютора тесно связаны, неосторожные действия двух основных участников процесса распространения печатной продукции могут привести к убыткам обеих сторон. Только совместными усилиями мы сможем максимально зарабатывать и при этом минимально расходовать. Издатель при выборе стратегии должен преследовать не только свои интересы, но учитывать интересы дистрибутора.

Расходы по организации процесса торговли лежат на дистрибуторе. Введение единых правил издателем и контроль их приведёт к минимализации расходов, к возможности планового подхода к процессу торговли, стабилизации розничных цен и, как следствие, к росту продаж.

Можно сформулировать несколько основополагающих правил совместной работы на рынке дистрибуции прессы:
1.    Регулируемая цена в зависимости от объема - цена издания при соблюдении норм рентабельности в распространении гарантирует издателям, оптовикам и розничным продавцам эффективное распространение, доступность издания в сети и стабильные финансовые поступления.
2.    Право на 100 % возврат  непроданного товара является гарантией насыщения сети распространения прессой.
3.    Компенсация  затраты на обработку возвратов розничным продавцам.
4.    Порядок  расчетов распространителя с издателем должен основываться на объективно существующей длительности производственного цикла распространения.
5.    Издатели и распространители должны совместно планировать сбыт печатной продукции, определять оптимальный тираж издания, направляемый в торговую сеть. Тираж должен соответствовать ожидаемому уровню продаж с учетом запланированного уровня возврата.

Пресс-служба ООО «Пресс-Логистик»