28 мая с.г. в Законодательном Собрании Иркутской области прошли депутатские слушания «О ситуации с распространением периодических печатных изданий по договорам подписки на территории Иркутской области». Актуальность данной темы в последнее время в регионах приобрела большое значение, т.к. очевидным стало усиление негативных тенденций на рынке подписки, отчетливей стало падение подписных тиражей на периодическую печатную продукцию.
Ряд участников заседания высказывали серьезные претензии в адрес Почты России в целом и ее филиала в Иркутской области в частности. Для участия в депутатских слушаниях был приглашен председатель Правления АРПП А.В. Оськин.
Открыл депутатские слушания по проблемам подписки председатель Комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания Иркутской области А.В. Чернышев. Далее с докладом выступила секретарь правления иркутского областного отделения Общественной организации «Союз журналистов России» А.В. Федосеева.
Высказался о проблемах в области подписки также заместитель министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Д.В. Разумов.
Директор филиала ФГУП «Почта России», Управления Федеральной почтовой службы по Иркутской области М.Ю. Машина выступила с докладом «О ситуации с распространением периодических печатных изданий по договорам подписки на территории Иркутской области». Она не только представила вниманию слушателей информацию о работе иркутского филиала Почты России, но и призвала депутатов сосредоточить внимание на интересах жителей Иркутской области, где институт подписки играет особую роль. В сложившейся ситуации, отметила она, для сохранения существующей сети почтовой связи и дальнейшего ее развития необходимо оптимизировать доходную часть Управления Федеральной почтовой связи Иркутской области, в частности, передать Иркутскому филиалу ФГУП «Почта России» в полном объеме функции по доставке пенсий и пособий от альтернативных служб на всей территории Иркутской области, принять поправки к бюджету Иркутской области на 2010 год и внести изменения в бюджет области на 2011 и последующие годы в части предоставления и финансирования УФПС Иркутской области – филиалу ФГУП «Почта России» компенсации части транспортных расходов по доставке почты в труднодоступные и отдаленные сельские населенные пункты области, а также осуществить развитие сети многофункциональных центров по предоставлению государственных услуг на базе обособленных структурных подразделений УФПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России».
Эти меры, по ее мнению, помогут обеспечить развитие информационного пространства области и модернизацию сети почтовой связи Иркутского филиала ФГУП «Почта России», что позволит значительно повысить качество предоставления услуг на всей территории области, включая удаленные и труднодоступные районы.
Необходимо также расширить систему социальных льгот для сотрудников Почты России, что может оказать важное положительное влияние на решение существующих кадровых проблем, в том числе, среди почтальонов, доставляющих подписные издания адресатам.
С докладом выступил председатель Правления АРПП А.В. Оскин. Он представил европейский опыт в данной сфере. Так, в Европе, в отличие от России, подписные цены ниже розничных на 30-40%, оформить подписку можно в любой момент и на произвольное количество номеров и на любой срок (так называемая «свободная подписка»). Также в европейских странах существует программа скидок, например, скидки студентам.
В странах, где нет господдержки (как, например, в Германии), доставка изданий по почте – одна из основных граф в расходной части издателей, отметил А.В. Оськин. В структуре затрат издателя только 20-25% приходится на создание и выпуск газет и журналов, а 50-60% - на их доставку по почте. Государственные субсидии на распространение прессы – основа государственной информационной политики в большинстве цивилизованных стран мира. Субсидии с целью предоставления льготных расценок на почтовые услуги существуют в Австрии, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции, Финляндии и ряде других европейских стран.
Наряду с почтовыми субсидиями, государство в этих странах прибегает и к иным формам поддержки прессы: от прямых дотаций до снижения для СМИ налога на добавленную стоимость. Во Франции предоставляется право оформить бесплатную подписку на любую из газет лицам, достигшим 18-летнего возраста. В Канаде выделяется 280 млн. долл. на поддержку подписки со стороны государства, столько же со стороны издателей. В Германии с теми же целями проводится промоакция “Журналы в школе” – бесплатная подписка на комплект из 30 журналов для детей. В Голландии каждый студент получает бесплатную подписку на один журнал в течение пяти лет.
Факторами, влияющими на развитие подписки в США, являются низкие цены для подписчиков, тот факт, что доставку изданий оплачивает издатель, также осуществляется правительственный контроль почтовых тарифов.
Во всех странах Европы издательства сами организуют реализацию подписки на свои издания.
Ни в одной стране Европы Почта не занимается оформлением подписки, она осуществляет только доставку изданий, а цены на подписку предлагаются со скидкой.
Уровень скидки, в процентном соотношении с ценой розничной продажи, варьируется от 15 % до 50 %, в среднем составляет 30%.
ИД «Бауэр», например, ежегодно тратит более 25 млн. евро на продвижение подписки на свои издания.
В то время как на российском рынке распространения печатных СМИ доля редакционной подписки составляет 1%, доля агентств альтернативной подписки – 10%, подписка через почту составляет 30% и доля розничных продаж – 59%. Под влиянием экономического кризиса каталожные сборы на рынке подписки снизились до уровня 2006 года, подписные тиражи демонстрируют отрицательную динамику.
По его словам негативными факторами, влияющими на рынок подписки являются высокая стоимость подписки (подписные издания дороже, чем в розницу, рост тарифов на доставку), развитие интернета – переход бумажных СМИ в электронные, развитие бесплатных изданий, нежелание издателей финансировать подписку, недостаточное продвижение.
В связи с чем АРПП подготовила ряд предложений по развитию рынка подписки, которые были поддержаны участниками XVIII Международной конференции АРПП и были направлены Президенту РФ Д.А. Медведеву. Среди них так называемая программа “двух нулей”: принятие нулевого НДС и нулевого подписного тарифа.
В АРПП уверены, подчеркнул он в заключение, что введение в России нулевого подписного тарифа и нулевого НДС на подписку позволило бы создать необходимую экономическую основу для превращения института подписки в действительно массовый и доступный для населения канал получения информации. Эти меры в значительной степени способствовали бы укреплению единого информационного пространства и информационной безопасности России, реализации конституционного права граждан страны на свободный доступ к информации.
Затем на депутатских слушаниях состоялся оживленный обмен мнениями по данной проблеме, звучали конкретные предложения по совершенствованию подписки. Отмечалось, что необходимо объединение усилий всех участников процесса – издателей, Почты России, подписных агентств для решения назревших проблем в данной сфере.
Пресс-служба АРПП