Обсудив проблему распространения газет по подписке, почтальоны и издатели пришли к противоположным выводам.

Комиссия по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного собрания Иркутской области провела 28 мая слушания . Ну как сказать - . Из всех депутатов на слушания явился только их инициатор и организатор - председатель комиссии Андрей Чернышев, и еще несколько избранников прислали своих представителей. Такого падения нравов и дисциплины Законодательное собрание, пожалуй, не помнит.

Оглядев зал заседаний Законодательного собрания, в который для массовки пустили несколько десятков студентов, Андрей Чернышев пояснил, что идея проведения слушаний появилась в прошлом году. Тогда во время встречи с редакторами и издателями ведущих СМИ области депутаты пришли к выводу, что проблема распространения печатных СМИ и подписка как единственный способ доставки изданий в отдаленные населенные пункты требуют отдельного разговора. Андрей Чернышев процитировал слова президента РФ Дмитрия Медведева, который в одном из своих выступлений говорил о падении тиражей печатных изданий, объясняя это стремлением граждан сократить расходы во время кризиса. Впрочем, президент видит в происходящем на рынке СМИ и положительные моменты: если в период своего становления наиболее популярные издания были собственностью отдельных крупных предпринимателей, то сейчас они как будто стали более свободны. В то же время печатные издания явно сдают позиции под натиском более оперативных телевидения и интернет-изданий: многие газеты и журналы прекратили существование, у оставшихся сокращаются тиражи и количество полос, меняется периодичность - многие газеты стали выходить реже.

По имеющейся у Андрея Чернышева информации, в 2009 году в Иркутской области прекратили существование 20 изданий. Попытки уйти в Интернет пока не приносят прибыли: даже у крупнейших издательских домов прибыли от сетевых версий не превышают двух процентов. Подписка, по некоторым оценкам, занимает 30 процентов рынка распространения изданий и в ближайшее время сокращаться не будет. Депутат Чернышев объяснил это тем, что в сельской местности, где нет Интернета и газетных киосков, под- ^"др, писка - вообще единственный способ стабильного получения изданий, к тому же люди в сельской местности довольно консервативны в своих привычках. Крупнейшим оператором по распространению подписных изданий является федеральное унитарное предприятие , контролирующее 70 процентов рынка. Конкурентами - значительно уступающими ей по масштабам - считаются подписные агентства. Эти организации точно знают, где можно заработать, а потому предпочитают действовать только в городах.

Секретарь правления Иркутской областной организации Александра Федосеева привела результаты исследований, проводившихся в области с 1992 по 2010 год. За это время доля подписки в тиражах изданий сократилась с 40 до 10 процентов. Речь, кстати, идет о городских и районных изданиях, насчитывающих много десятилетий истории, новые издания, которые не могут похвастаться многолетними подписчиками, распространяют по подписке сотые доли процента. Александра Федосеева объясняет нежелание граждан выписывать газеты плохой работой почты: розница опережает доставку как минимум на несколько часов, а для отдаленной местности речь может идти о нескольких днях. При этом подписчик платит сразу за полгода (причем намного дороже, чем в розницу), зачастую получает далеко не все, на что рассчитывал, да еще и обязан (по федеральному законодательству)заботиться о сохранности почтовых ящиков. По мнению Александры Федосеевой, если в ближайшее время в России не произойдет решительный поворот в сторону европейского опыта (государства Европы выделяют значительные дотации на распространение подписных изданий), то с ее устаревшими технологиями и неэффективными методами работы уйдет с рынка подписки.

Ответное слово директора филиала ФГУП управления Федеральной почтовой службы по Иркутской области Марии Машиной стало самым продолжительным выступлением за все слушания. Сеть подразделений в Иркутской области насчитывает 32 почтамта и более 730 отделений, из которых более 440 - в сельской местности. Собственный автопарк филиала обслуживает более 230 маршрутов по всей территории области, часть грузов почтовые служащие перевозят авиа- и железнодорожным транспортом. Буквально с первых же слов Мария Машина стала жаловаться на сложности в работе: с одной стороны, как государственное предприятие выполняет социальную функцию, оказывая доступные населению услуги; с другой - обязано, как и всякое коммерческое предприятие, зарабатывать деньги, отсюда и царящий в почтовых отделениях хаос: тут вам и услуги по переводу денег, и мелкая торговля ширпотребом, и продажа печатных изданий, и прием коммунальных платежей, и выплата пенсий. В сумме, между прочим, 130 услуг на одно предприятие.

Любопытно, что Мария Машина признала: клиенты чаще всего недовольны качеством услуг. Оно и понятно: разделение труда и специализация - вот залог качества. Если один и тот же человек вынужден выполнять 130 не связанных друг с другом функций, он попросту никогда не научится делать хорошо даже одну работу. Мария Мишина заверила участников слушаний, что сознает, какое значение имеет подписка для издателей, и обязуется повысить качество именно этой услуги. Ради сохранения объемов подписки работники почты вот уже четвертый сезон подряд не повышают тарифы, издают каталога изданий, присваивают региональным изданиям номера, проводят рекламные акции и организуют льготную подписку для разных категорий населения. Предложения Марии Машиной по спасению свелись к нескольким пунктам. Прежде всего - повысить требования к строителям, которые повадились сдавать новые дома вообще без почтовых ящиков, вследствие чего людям не приходит в голову ничего выписывать. В идеале ящики должны быть антивандальными, причем доступ к ним должен быть только у почтальонов и владельцев. Насколько это неудобно всем другим службам, периодически обращающимся к гражданам, минуя услуга почты, Машина не сказала. Второе предложение заключается в том, чтобы снова стала основным оператором доставки пенсий по всей территории области, - дело это прибыльное и необременительное. Третье предложение - профинансировать часть транспортных расходов почты из областного бюджета.

Немногочисленные участники слушаний встретили предложении госпожи Машиной без какого бы то ни было одобрения. Председатель областного отделения Союза журналистов и главный редактор Александр Гимельштейн посоветовал работникам почты для начала повысить качество собственной работы: на протяжении последних 20 лет ни одно издание даже в Иркутске не было доставлено подписчикам утром, как делается во всем мире. Только с огромным опозданием. Кроме того, предыдущий руководитель филиала ФГУП так задрал цены на подписку, что после очередной реформы ценообразования Иркутская область оказалась единственным регионом в стране, где цены были не повышены, а снижены.

Директор НПО Владимир Рожков попросту обиделся на обвинения в том, что это типография задерживает выход газет, оттого якобы и почтальоны опаздывают. По его словам, за минувший год типография нарушила сроки всего четыре раза. А вот работала с доставкой пенсий настолько безобразно, что в том же Братске пенсионеры занимали очереди с ночи и чуть ли не брали отделения ФГУП штурмом. Стоит ли теперь обижаться, когда директор , обращаясь к издателю, говорит о необходимости создания альтернативной службы доставки как о деле решенном?

Подводя неутешительный итог слушаний, можно сказать, что не сумела никого, кроме некоторых областных чиновников, убедить в собственной правоте, хотя и ссылалась на достаточно веские аргументы о собственной социальной значимости. Видимо, дело тут в том, что, говоря о доставшемся на ее долю тяжком бремени поддержания связи между отдаленными поселками и городами, регулярно сокращает сеть филиалов и никак не может сбалансировать собственные доходы и расходы. В то же время издатели не только научились зарабатывать на рознице, но и вполне могут избрать : в этой стране издательские концерны создали собственные службы доставки - хотя бы и в кооперации. Успешный пример работы альтернативных служб уже имеется в Ангарске, осталось только придумать, как сделать рентабельной и оперативной доставку в отдаленные районы.

Источник: Байкальские вести (Иркутск)