Архитектор Питер Айзенман провел мастер-класс в Москве


29 мая в конференц-зале Центрального дома художника на Крымском Валу был аншлаг – состоялась встреча с основателем деконструктивизма, обладателем «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале, одним из самых авторитетных современных архитекторов Питером Айзенманом, который впервые приехал в Москву по приглашению журнала AD/Architectural Digest.

Являясь великим бунтарем современной архитектуры, Питер Айзенман создает грандиозные по своей смелости проекты, бросающие вызов всем классическим канонам дизайна и бьющие все существующие устои. Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Заха Хадид, Том Мейн, Грег Линн, да что там – большинство звезд сегодняшней архитектуры считает себя его учениками.

В ходе лекции Питер Айзенман объяснил русской аудитории, что архитектура в отличие от предметного дизайна все еще свободна от безраздельной власти мирового капитала и не полностью подвержена духу консюмеризма. Если дизайн рассчитан прежде всего на то, что его купят, и выражает «дух времени», то архитектура может и должна быть оплотом свободы – если, конечно, у архитекторов хватит смелости сделать ее такой.

Свои представления о «правильной» архитектуре Айзенман продемонстрировал на примере последней, еще не совсем законченной постройки – Культурного центра в Сантьяго-де-Компостела. Проект, который достался Айземану в результате победы на международном конкурсе, является альтернативой музею Гуггенхайма в Бильбао. Вместо того чтобы подавлять свое окружение, постройка Айзенмана практически "зарыта в землю": шесть разновеликих корпусов, в которых размещены библиотека, театр, два музея, архивы и центр новых технологий, имеют криволинейные формы и повторяют силуэты Галисийских холмов. Даже кровли выстелены камнем, чтобы минимально отличаться по текстуре и цвету от земной поверхности. Комплекс зданий оказывается в результате сложным, многоуровневым и многомасштабным пространством. Это архитектура, которая учитывает все: и историю места, и его ландшафт, и современные требования. По мнению Айзенмана, именно соблюдение всех этих условий позволяет архитектору выразить свой замысел.

«Я всегда знала Питера Айземана как блестящего теоретика и оратора, поэтому то, что его лекция была остроумна, свежа и компактна, меня не удивило – иного я и не ожидала. Но меня, честно говоря, глубоко поразил проект Культурного центра в Галисии, который он показал и разъяснил методы его создания. Накануне лекции он сказал мне: "Я кое-что расскажу о теории, а потом покажу картинки. И я хочу, чтобы ты честно сказала мне – архитектура ли это". Честно говорю: Архитектура, с большой буквы "А". Свежесть мысли, цельность охвата ситуации и многообразие решения проектных и эстетических задач, с которыми сделан проект, лучше всяких тезисов доказывают, что теории Айзенмана "работают". Мне было отрадно увидеть великого архитектора, который на практике осуществляет свои философские теории и делает это блестяще. И я уверена, что встреча с ним была очень полезна аудитории – русским архитекторам недостает здоровой доли уверенности в себе, которую Айзенман постарался в них вдохнуть. Я горжусь тем, что журналу AD выпала возможность поспособствовать приезду Питера Айзенмана в Россию», – говорит главный редактор журнала AD Евгения Микулина.

В заключение лекции Питер Айзенман ответил на вопросы многочисленной аудитории и высказал надежду на то, что ему доведется обучать студентов из России – родины авангарда, которым он очень увлечен.

Источник:  Cond? Nast Russia