Студенты думают, что «подписка» - это подписка о невыезде, а не на прессу. В своих давешних колонках про скорую смерть прессы я попытался обосновать три причины погибели газет.
Обычно проблемы прессы связывают, прежде всего, с интернетом. Конечно, интернет тут участвует, треклятый, но я думаю, что непосредственной причиной смерти газет станет уход последнего газетного поколения, которое родилось в 80-х. Когда подростки 90-х социализировались как читатели, еще была сильна традиция семейного чтения прессы. Дети видели, что дома читают и выписывают газеты, газеты были естественным атрибутом домашнего быта. Подростки 2000-х уже являются интернетным поколением. И хотя они еще видят газеты, но уже не читают их.
Второй причиной смерти прессы будет сам интернет. Точнее, мультимедийные технологии, которые облекают информацию "в цифру". "Цифра" побивает бумагу по целому ряду параметров: оперативность, легкодоступность, интерактивность, потоковость, мультиформатность и т. п.
И наконец, третьей причиной станет крах печатной дистрибуции, то есть мгновенное разрушение огромной разветвленной системы доставки газет и журналов читателю. Эта система способна выполнять свои функции и, вообще, существовать лишь при достаточном наполнении товаром и ассортиментом. Такова ее экономика и логистика. Как только наполнение дистрибуции (подписки и розницы) опустится ниже порога выживания системы, – все сразу рухнет.
Распространение прессы не будет угасать постепенно. После сжатия ниже порога крах наступит за два–три, может быть, четыре года. Сотни тысяч экземпляров газет физически не смогут поступать к сотням тысяч читателей, которые в общем-то могли бы еще читать и читать, ибо принадлежат к последнему газетному поколению. Случится это, по моему мнению, во второй половине 10-х годов.
БЕЗУМНЫЙ МАТЕМАТИК
С поколенческими и технологическими причинами все более или менее ясно. Все признают, что что-то такое надвигается. А вот крах дистрибуции, его историческая моментальность обычно вызывают у оппонентов классический шок будущего: этого не может быть, потому что сейчас это не так. Дескать, да, подписка с розницей падают, но как-нибудь рассосется. Спасительная привычка к плавности исторических перемен, помогающая нам адаптироваться к будущему, услужливо размазывает это событие по отдаленному "когда-нибудь". Но нет, все произойдет в историческом "сегодня" и моментально.
Итак, смерть прессы предопределена технологиями, начнется с краха дистрибуции и завершится уходом последнего газетного поколения. Такой диагноз позволяет точно датировать период будущей агонии газет и журналов: она начнется примерно в 2017-м и продлится до начала 30-х годов.
У печатных СМИ есть 5–7 лет последнего расцвета с тревожными звоночками и последующие 15 лет эпического трагизма, наполненных героикой Боэция и Чингачгука. Да-да, в истории будет последний главный редактор газеты, у него будет имя. Им будет кто-то из нас (точнее, из нынешних корреспондентов). Однажды он начертает последнюю подпись "В печать!" и последнюю дату: "29 декабря 2034 года".
Коль скоро с поколением и технологиями все примерно понятно, то опорным аргументом точного расчета будущего становится идея о крахе дистрибуции. Зараженный этой идеей, я смотрю на разные события и, словно безумный математик из криптографического фильма, наметанным глазом выхватываю там верные знаки заподозренного мною тайного шифра.
ЗНАКИ
Сигналов достаточно.
В апреле Счетная палата подвела итоги проверки целевого и эффективного использования "Почтой России" государственных субсидий. Эти субсидии призваны сдерживать рост подписных тарифов. Аудиторы установили, что в затраты для расчета субсидий включены расходы на подписку и доставку изданий "сомнительного развлекательного характера, не имеющих социальной значимости". К числу таких изданий Счетная палата отнесла газеты "Ступени оракула", "Каббала сегодня", "СПИД-инфо" и ряд других.
При этом аудиторы подчеркнули, что к почте претензий нет: она действует в рамках закона и не вправе выбирать издания. Но вот эффективность такого расходования госсредств вызывает сомнения. По мнению аудиторов, законодатели должны определить, какие издания имеют социальную значимость, чтобы субсидировать только их подписку.
Но это все мелочи, потому что замаячила перспектива полной отмены субсидий на подписку. С такой инициативой выступает Минфин. Разумеется, сразу начнется рост подписных цен – как у "Почты России", так и у альтернативных подписных агентств. Для многих граждан подписка окажется слишком дорогой. Сокращение подписных тиражей ускорится, подгоняя рынок к тому порогу, который уже плинтус, и ниже которого система дистрибуции не сможет существовать.
Субсидии могут быть отменены уже в 2010-м году. Цены на подписку-доставку начнут галопировать в следующем. То есть глобальные процессы могут стронуться в ближайшие год–два.
СПАСИ И СОХРАНИ!
Распространители бьют в набат. В апреле XVIII международная конференция "Ассоциации распространителей печатной продукции" (АРПП) направила полное трагизма обращение к президенту Медведеву, призывая оказать всяческие меры государственной поддержки: от сохранения субсидий до обнуления НДС. Отмена субсидии, по мнению АРПП, "нанесет непоправимый удар по всему институту подписки".
В обращении содержится любопытная аргументация: господдержку подписки распространители увязывают с конституционным правом граждан на равный доступ к информации. Но спросите любого незаинтересованного эксперта: что лучше обеспечит гражданам равный доступ к информации – сохранение подписки или развитие интернета? Во что вкладываться?
И самое любопытное: к кому они обращаются с просьбой поддержать "институт подписки"? К президенту-блоггеру? Который даже совещания свои переводит в интернет?
ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ
На самом деле проблемы подписки не связаны с кризисом или борьбой за социальное значение подписки. Они свидетельствуют о вымирании услуги. И государство, и рынок переориентируются на другие способы доставки информации. Экономические трудности лишь подчеркивают, что конец близок.
Фактор достаточного запорогового оборота важен и для розничных сетей, как для всякой системы мелкотоварной сетевой дистрибуции с дешевым чеком. А ведь конкуренцию рознице и подписке составят ридеры, которые через пять лет будут в 130 раз лучше и дешевле нынешнего "айпада".
И завершающий удар по остаткам дистрибуции нанесут уже не технические новшества и экономические проблемы, а все те же поколенческие обстоятельства.
СНОВА О ПРИВЫЧКАХ
Любую площадку я использую, чтобы поприставать к сведущим людям с вопросом: "Сколько осталось"? Недавно имел случай внедриться с этой темой к распространителям. На этот мой вопрос гендиректор подписного агентства "Урал-Пресс" (одного из крупнейших среди альтернативщиков) Константин Астафьев ответил: "Пока не умрут нынешние сорокалетние". То есть, еще примерно 20–30 лет. Мы не сговаривались. Это было в начале июня на конференции "ГлобалФорума" "Увеличение читательской аудитории через продажи в рознице и подписку".
Олег Третьяков, главный редактор "Делового Петербурга", среди прочего высказал любопытную мысль: перерыв в подписке, связанный с кризисом, для многих вовсе не обязательно закончится возобновлением подписки. В самом деле, мы относимся к кризису как к паузе в деловой активности; а потом-де все вернется. Но многие компании и граждане, отказавшись от подписки во время кризиса, вдруг увидели, что можно и без газет-журналов. Информационный голод у них не наступил. Вероятно, кризис помог многим избавиться от привычки выписывать прессу. Возможно, навсегда.
Крайне интересными данными поделился директор по стратегическому развитию "Интерпочты" Александр Доронин. Его компания провела исследование в семи московских вузах, опросив 50 молодых людей методом глубинного интервью. Между прочим, выяснилось: 54% студентов думают, что "подписка" – это "подписка о невыезде". 40% все еще связывают это слово с подпиской на газеты и журналы. Оставшиеся 6% думают, что "подписка" – это "подпись под документом".
Такое понятие общественного обихода, как "подписка о невыезде", для них уже актуальнее, чем "подписка на издания". В этом, конечно, проявляется политическая гримаса российской действительности. Но еще и утрата бытовой привычки к подписке на издания. Еще через пять лет студенты будут отвечать, что подписка – это "подписко на рассылко".
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Наверное, с социологической точки зрения, исследование "Интерпочты" уязвимо для критики. Но суть оно ухватило верно. Издателям и распространителям через свои ассоциации стоило бы регулярно проводить более масштабные исследования среди молодежи, чтобы на возрастных срезах отслеживать этапы умирания привычки к потреблению прессы.
Такого рода исследования позволят вовремя заметить, когда отсутствие подписного навыка вместе с молодым поколением подойдет к зрелому возрасту – к возрасту принятия решений и управления семейными и корпоративными бюджетами. То есть, можно будет точно вычислить момент, когда нынешнее газетное поколение сойдет с экономической сцены.
Это позволило бы специалистам не цепляться за старое, а рационально измерить срок дожития отрасли и подготовиться к переходу в лучший мир.
Источник: Slon.ru