Что может спасти от гибели газеты и журналы?

Многие эксперты медиарынка давно предрекают гибель печатной прессы в ее первозданном виде. Совокупные тиражи газет и журналов во всем мире ежегодно снижаются, читатель уходит в интернет. И эта тенденция сохраняется. Чтобы выжить, издатели вынуждены постоянно осваивать инновационные технологии, в том числе создавать электронные версии печатных изданий. Революционной вехой в трансформации газет и журналов в борьбе за выживание может стать факт недавнего появления на рынке нового продукта компании Apple под названием iPad.
iPad — это сверхтонкий интернет-планшет, передняя часть которого отведена под контрастный экран форматом чуть менее А4 с поддержкой технологии мультитач. Выход в интернет, в зависимости от модели, может осуществляться посредством Wi-Fi или 3G. Помимо прочих мультимедийных возможностей, планшет позволяет просматривать электронные версии газет и журналов, дополненных инновационными интерактивными возможностями и контентом (видео, анимация). Принципиальное отличие iPad от мобильных телефонов — большой экран, на котором удобно просматривать газеты и журналы, а от ноутбуков и нетбуков — толщина корпуса (1,27 см, вес 680 гр.), а также работа от аккумулятора в активном режиме в течение 10 часов без подзарядки и 1 месяца — в режиме ожидания.

Продажа устройства в США стартовала 3 апреля 2010 года. Уже в первую неделю было продано 300 тыс. планшетов. Ведущие американские издатели оперативно отреагировали на появление iPad и создали адаптированные под устройство электронные версии своих газет и журналов. Одни пока решили предоставлять читателям свой контент бесплатно, другие же требуют примерно половинную стоимость бумажной версии.

Первыми iPad-версию, причем бесплатную, представила американская газета New York Times. В загружаемом приложе¬нии доступна лишь часть материалов газеты, которые, по мнению редакции, наиболее интересны. На данный момент это приложение эксперты называют демо-версией газеты. Уже в 2011 году New York Times планирует сделать весь доступ платным.

Следующим инноватором стала The Wall Street Journal. Приложение издания можно загрузить бесплатно, однако часть материалов будет недоступна при отказе от регистрации и оформлении подписки на электронную версию. Стандартные страницы газеты дополнены тематическими 1-2 минутными видео-роликами. Платные подписчики iPad-версии могут сохранять статьи и разделы, а также загружать архивы за 7 дней.

Не остался в стороне и рынок глянца. Издательский дом Conde Nast выпустил iPad-версию мужского журнала GQ Magazine, но уже платную — около 3$. Чтобы загрузить из архива предыдущие номера, необходимо заплатить еще по 2$ за каждый номер. Также издательский дом заявил, что в июне будут подготовлены iPad-версии журналов Vanity Fair и Wired, а в планах ИД— iPad-версии The NewYorker и Glamour.

Подобное приложение выпустил и журнал Popular Science. Как и у других, листать страницы журнала можно с помощью одного касания экрана.

Российские же печатные СМИ пока не разработали аналогичных собственных приложений для iPad. Хотя просмотреть некоторые русскоязычные журналы на новом планшете все же можно — через приложение Zinio Magazine Newsstand& Reader. Его владелец — компания Zinio, лидер в области цифровых издательских технологий — недавно разместила на своем сервисе в цифровом виде часть глянцевых журналов издательства Independent Media Sanoma Magazines (IMSM). Это русскоязычные журналы Cosmopolitan, Cosmo Shopping, Men's Health, Marie Claire, Harpers Bazaar, Psychologies и др. Сервис предоставляет доступ и к ряду других отечественных СМИ.

В то же время ИД Hachette Filipacchi Shkulev заявил о планах разработки для журнала ELLE платформы и интерфейса для iPad. Предполагается, что приложение, по сравнению с интернет-версией журнала, будет более динамичным, развлекательным и интерактивным, будет уделяться больше внимания функции поиска.

На сегодняшний день главная дилемма издателей: бесплатно или платно предоставлять доступ к электронным версиям изданий? В условиях падения тиражей, рекламного рынка и удорожания процесса печати, продажи iPad-версий могут стать дополнительным источником дохода печатных СМИ, тем более что сервис позволяет в электронной версии получить новые возможности для публикации рекламы, в том числе и размещать гиперссылки на сайты рекламодателей. Однако интернет-пользователи привыкли получать контент в Сети безвозмездно, поэтому платные приложения могут отпугнуть потенциальных читателей, которые руководствуются следующим убеждением: «зачем покупать, если в другом месте можно найти бесплатно?».

Главный редактор The Wall Street Journal Маркус БРОКЛИ, отвечая на вопрос журнала «Шпигель» о том, стоит ли брать плату за контент в Сети, отметил, что пока однозначно ответить «сложно». Однако он убежден, что люди готовы тем или иным способом платить за ин¬формацию, как они платят за бумажные издания. Нужно лишь найти верные бизнес-модели для online-режима. К примеру, все издатели могут договориться одновременно сделать контент платным, но и в этом случае найдется издательство, которое для привлечения новых читателей на время сделает доступ бесплатным, считает г-н БРОКЛИ.

Другим значимым барьером является низкая доступность интернет-планшетов для широких масс из-за их высокой стоимости. Так, в США стартовая версия iPad предлагается по цене $499, и, по опросам исследовательского центра Boston Consulting Group, жители США не готовы тратить на планшетный ПК более $200.

28 мая стартовали международные продажи iPad в восьми странах, однако Россия пока не вошла в этот список По прогнозам, официальные продажи планшета у нас начнутся в июле-августе. «Евросеть» и «М.Видео» уже принимают заказы на устройство. При этом на сером рынке планшет можно приобрести уже сейчас. В «Яндекс-маркете» iPad 16 Gb/Wi-Fi обойдется от 25 тыс. руб. На днях стало известно, что президент РФ Дмитрий Медведев стал обладателем iPad и даже успел закачать несколько книжек.

Тем временем Apple уже продала свыше 1 млн планшетов только в США, и аналитики считают, что по итогам года продажи составят 5 млн. устройств. Авторитетный медиаэксперт Алан МАТТЕР написал в своем блоге, что медиа заработали лишь средние прибыли на своих начальных iPad-приложениях, оставляющих желать лучшего. Платные приложения доказали свою непопулярность, возможно, за счет наличия бесплатных. Пользователи высказывают недовольство интерфейсом и дороговизной приложений, а также отсутствием мультимедийных преимуществ от печатных версий.

Несмотря на рекордные продажи, рынок цифровых версий изданий пока слишком мал и находится в зачаточном состоянии, поэтому окончательные выводы о его роли в судьбе печатных СМИ делать рано. Да и сам iPad может стать лишь переходной стадией в трансформации печатных СМИ, как пейджер стал предтечей мобильных телефонов. Инсайдеры уже заявляют, что в скором времени на рынке появятся десятки других устройств, которые составят конкуренцию iPad.

КОММЕНТАРИИ

Ирина МАСЛОВА
Издатель журнала
Doctor Travel


— Заявление, что будущее журналов и газет за iPad, мы рассматриваем с определенной долей скептицизма. Да, безусловно, существует устойчивая тенденция перехода контента печатных СМИ в электронный формат — мы учитываем это и в марте даже запустили online-версию журнала Doctor Travel. Но надо принимать во внимание и специфику потребления электронных СМИ. Если речь идет исключительно об информации, то электронный носитель вполне конкурентоспособен, но там, где важна картинка — как, например, в глянцевых журналах, — там электронная версия не сможет полноценно заменить печатную. Экран не в состоянии качественно передать печатное изображение, а для глянцевых изданий это вопрос принципиальный.

Кроме того, глянцевые журналы читаются в соответствующей обстановке: на отдыхе, в самолетах, дома на диване и т.д. В этом случае печатная версия просто удобнее. Также не у всех есть материальная возможность позволить себе обзавестись гаджетами. Это тоже сыграет свою роль. Да и Wi-Fi у нас в стране пока не повсеместный. Думаю, печатная пресса будет востребована еще лет 10-15. Должно смениться, как минимум, два поколения, выросшие на печатных газетах и журналах.

Сейчас iPad и газеты прекрасно уживаются. Другое дело, что соотношение пока не в пользу электронных форматов. Причины я озвучила выше. Если когда-нибудь баланс между электронными и печатными СМИ приблизится к соотношению 40/60, — соответственно, это можно будет считать серьезным натиском со стороны электронных СМИ.

Евгений АДЛЕРОВ
Президент ИД «СК Пресс»


— iPad — это просто еще один инструмент, очень талантливо и хорошо сделанный, гибрид между компьютером и «читалкой». Я не думаю, что он убьет печатную прессу, особенно глянцевые СМИ. Он скорее просто преобразит их в какую-то другую сторону.

Я вообще не сторонник того мнения, что интернет убивает оффлайновые СМИ. Я считаю, что он просто дает новую площадку для их существования. Да, возможно обороты некоторых оффлайнов в печатной версии упадут. Это значит, что они вырастут в iPad-лайне или где-то еще. По поводу проблемы взимания платы за online-версии можно сказать, что, например, глянец сейчас и не зарабатывает на распространении. Я сомневаюсь, что в структуре доходов у кого-то из глянцевых игроков распространение составляет более 10-20% оборотного потока денег. Возможен, например, такой сценарий развития событий: в связи с появлением площадок, аналогичных iPad, расходы на печать сократятся, а доходы от рекламы останутся.
Источник: Новости СМИ