Антон Шахлевич, руководитель направления «медиа» компании «НОРБИТ»
Финансовый кризис спровоцировал серьезные проблемы в медиа-отрасли – сокращение бюджетов на рекламу, недостаток специалистов в области антикризисного планирования, отток квалифицированных кадров вместе с клиентской базой, непрозрачность медиа-рынка, сказывающаяся на отсутствии достоверной информации.
Значительные изменения на медиа-рынке произошли также вследствие сокращения целевых рекламных объектов и расширения потенциальных рекламных возможностей рынка за счет появления новых способов генерации и распространения контента в разных форматах, а также интеграции печатных и web-ресурсов и все большей персонификации клиентов, что требует более структурированной и целенаправленной работы коммерческих служб медиа-компаний. Удержать и привлечь клиента – первостепенная задача, которую решают сегодня многие медиа-компании России. Борьба за клиента требует инновационных подходов и современных IT-решений. Стратегическим оружием в этой борьбе является CRM-система.
Эффективный и удобный инструмент для решения комплекса задач по управлению взаимоотношениями с клиентами предлагается многими IT-компаниями. На сегодняшний день в России наработана практика использования IT-решений для оптимизации работы служб продаж медиа-компаний, повышения коммерческого успеха и финансовой стабильности. Внедрение соответствующих систем позволяет в достаточно обозримые сроки повысить эффективность командной работы сотрудников, сделать работу отдельных менеджеров предсказуемой, понятной и прозрачной, существенно сократить время на принятие грамотных управленческих решений за счет получения on-line доступа ко всему массиву необходимой информации. Примеры успешного использования CRM-решений есть в издательствах, телерадиовещательных компаниях и корпорациях, рекламных компаниях.
Издательский бизнес
Внедрение современных IT-решений в издательском бизнесе дало возможность автоматизировать управление продажами рекламных площадей и издательских услуг, что положительно отразилось на финансовых результатах деятельности компаний.
CRM обеспечивает управление издательскими проектами, что проявляется в полном автоматизированном сопровождении и контроле проектов от регистрации и учета клиентских обращений до контроля исполнения стадий издательского цикла – от момента заключения авторского договора до печати тиража. Кроме того, появилась возможность осуществлять оперативный мониторинг финансовых показателей по проектам и проводить анализ клиентских предпочтений.
Одной из первых компаний на медиа-рынке России, внедривших CRM-решение, стал издательский дом «Альпина Паблишерз» (ранее «Альпина Бизнес Букс»), для которого внедрение CRM стало рентабельным и успешным новшеством, о чем свидетельствует выросшая результативность работы отделов издательских и медиа-проектов. Более совершенные и эффективные, чем традиционные средства MS Office, инновационные CRM-решения позволили повысить качество обслуживания и лояльность клиентов компании. К наиболее значимым результатам внедрения CRM-системы можно отнести упорядочение информации о заказчиках и снижение операционных затрат при работе над проектами, а также удобные в работе аналитические отчеты. С точки зрения общего управления, работа стала прозрачнее, собственно как и сами данные, и что не маловажно - результативность отдела выросла в 2-3 раза. CRM помогает в решении главной задачи компании, работающей с большими объемами информации, и продуктом деятельности которой также является информация – эффективно управлять информацией о клиентах, продуктах и событиях.
Медиа-компании
Для медиа-компаний со сложной информационно-технической структурой, обслуживающих большое количество клиентов, CRM-система является насущной необходимостью. Она решает ряд проблем, среди них – постоянный мониторинг и актуализация информации. Ежедневно поставляя информацию многомиллионной аудитории, новостные медиа-компании вынуждены использовать новейшие IT-технологии для успешной работы. Распространяя различную информацию на многих языках мира по разным каналам связи – через Интернет, мобильные сети – мультимедийные компании стоят перед необходимостью оперативной доставки достоверной информации, и обеспечения контроля продажи продуктов и услуг, затрат и доходности.
В условиях возрастающих масштабов коммерческой деятельности большое количество времени и ресурсов мультимедийных компаний затрачивается на организацию слаженной работы и координацию системы продаж и маркетинга. Обеспечить эффективную работу коллектива агентств и компаний, а также полностью автоматизировать эти системы стало возможно с внедрением CRM-решения.
Актуальность информации особо важна для аудитории мультимедийных компаний. Среди мощных российских медиа-компаний – признанный источник самой оперативной информации РИА Новости. Его широкая аудитория самых различных возрастных категорий, является потребителем информации самой разноплановой тематики на 14 языках: общественно-политической, экономической, научной и спортивной. Корреспондентская сеть РИА Новости охватывает 40 стран мира. Скоординировать работу коллектива сотрудников, находящихся в разных точках Земного шара, и наладить бесперебойную доставку актуальной информации потребителям очень сложно. Поэтому сегодня мультимедийное информационное агентство РИА Новости успешно использует CRM-решение, внедрение которого позволило создать единую информационную систему и получить инструмент для контроля рисков и финансовой деятельности агентства и лояльности клиентов. Планирование и оповещение, быстрый обмен данными и автоматическое формирование отчетности ускоряют процесс обработки информации, налаживания тесных связей с клиентами и позволяют отслеживать активность участия каждого сотрудника компании в конкретной точке бизнес-процесса. При этом обеспечивается прозрачность функционирования системы продаж разноплановых продуктов медиа-компаний, и осуществляется централизованное управление коммерческой деятельностью.
Телерадиовещательные компании и холдинги
Особо остро стоит вопрос необходимости автоматизированного управления коммерческой работой для телерадиовещательных компаний, единственным источником доходов для которых является продажа эфирного рекламного времени. Многие из этих компаний используют для управления взаимоотношениями с рекламодателями в коммерческой службе стандартные офисные приложения Microsoft в сочетании со специально разработанными системами для ведения клиентской базы данных. В нынешних условиях такие решения уже не могут обеспечить требуемый уровень управления продажами эфирного рекламного времени, поставки качественной и достоверной информации. Внедрение полнофункциональной CRM-системы позволяет в самые короткие сроки автоматизировать операционную, коммерческую и управленческую работы, и тем самым решить все поставленные задачи.
Рассматривая варианты эффективного применения системы, можно отметить, что она полезна во многих случаях, как для компаний только начинающих свой путь в медиа-бизнесе, так и для компаний уже занявших лидирующие позиции на российском медиа-рынке.
Ярким примером быстрой самоокупаемости за счет внедрения прогрессивных IT-решений стали инвестиционные бизнес-проекты компании «М-ПУЛ+» – радиостанции СИТИ-FM и Relax FM, поставляющие эфирный контент различной направленности. Всего за два года присутствия на рынке радиостанции успели занять лидирующие позиции в медийном рейтинге России. Дана Гайдебурова, руководитель коммерческой службы ЗАО «М-ПУЛ+»: «Внедрение CRM-решения в коммерческой службе радиостанций СИТИ-FM и Relax FM позволило нам не только повысить эффективность продаж эфирного рекламного времени на 10-15 %, в том числе качество и оперативность взаимодействия с рекламодателями, но и создало необходимые условия для развития коммерческой службы. Благодаря консолидации в единой системе всей информации по рекламодателям, контрактам, планам продаж и внедрению автоматизированных инструментов контроля работы коммерческой службы нам удалось повысить точность оценки исполнения финансовых планов и упростить операционную работу менеджеров».
Примером крупномасштабного внедрения CRM-решений в холдинговых медиа-компаниях, является удачный опыт использования программной платформы Microsoft Dynamics CRM в Афиша Индастриз – одном из лидеров российского медиа-рынка. «Использование Microsoft Dynamics CRM для «Афиши» - это один из способов поддержания высоких темпов роста компании на рынке медиа- и издательских услуг. Поскольку «Афиша» развивается достаточно быстро, расширяя как масштабы компании, так и направления бизнеса, обеспечение коммерческого успеха требует серьезной поддержки на уровне технологических и управленческих решений», - говорит Екатерина Круглова, заместитель генерального директора компании «Афиша». Корпоративная CRM-система Афиши функционирует с минимальной вероятностью возникновения ошибки менеджера по продажам, строго лимитированным доступом к коммерческой информации, что позволяет значительно сократить риски в отношении компании. Сегодня в компании проведена полная автоматизация всего цикла продаж с включением сектора коммуникаций с клиентами, производства специальных проектов и проведения мероприятий, управления продажами рекламных площадей и формированием отчетных данных.
Одним из важных преимуществ использования CRM-систем является быстрая окупаемость и возврат инвестиций на ее внедрение. Сегодня затраты на внедрение CRM-решений нужно рассматривать, как инвестиции, поскольку их использование – это существенная оптимизация бизнес-процессов медиа-компаний, ведущая к быстрой окупаемости вложенных средств. До кризиса многие заказчики принимали решение о начале CRM-проектов на основании качественных показателей, таких как «прозрачность», стандартизация работы» и т.д. Однако с наступлением тяжелых времен, все больше и больше компаний задумываются и о количественных показателях. Приходит понимание, что система может помочь не только сделать прозрачной работу соответствующих служб, но и может избавить аналитиков от многодневной подготовки отчетов по продажам, сейлз-менеджеров – от подготовки отчетов о встречах и прошедших активностях, операторов колл-центров – от длительных поисков необходимой информации в базе знаний. В итоге высвобождающееся время можно потратить с большей пользой, занимаясь более интеллектуальными задачами или успевая обслужить большее количество клиентов. Именно поэтому, вопрос инвестиций в систему начинает все тщательнее прорабатываться, при этом анализируются все аспекты – стоимость лицензий, работ, необходимого железа, какие ресурсы придется выделить на проект со стороны сотрудников заказчика, в каких моментах система даст позитивный эффект от внедрения. Важно соблюдать баланс между затратами, ожиданиями и выгодами от внедрения. Какие-то компании могут потратить 300-500 тысяч рублей и решить свою насущную проблему, а кто-то и за 10 миллионов не получает ожидаемого результата.
Использование CRM-решений – это не однодневная акция, это прогрессивный метод ведения бизнеса, позволяющий координировать работу отделов компании и вести эффективное планирование на протяжении всего жизненного цикла бизнес-процесса, поддерживая и наращивая непосредственные контакты с растущей клиентской аудиторией.
Сегодня в России насчитываются десятки и сотни внедренных CRM-решений на основе программных продуктов различных компаний, позволяющие эффективно решать существующие проблемы медиа-отрасли. Для автоматизации работы коммерческих, маркетинговых и сервисных служб предлагаются различные CRM: объемные Siebel и SAP CRM, локальные решения типа Sales Expert и TerraSoft, легкие и универсальные продукты – Microsoft CRM, SalesLogiх и др. Предлагаемые системы имеют свои преимущества и недостатки, поскольку призваны решать задачи разного масштаба и ориентированы на разных клиентов. Взвешенный подход к выбору поставщика CRM для конкретной компании позволяет получить реальный положительный результат от ее внедрения.
Популярность CRM-решений, предлагаемых различными компаниями, зависит от простоты использования, легкой интеграции с другими программными продуктами, быстроты внедрения и оперативного сервисного обслуживания в совокупности с умеренной стоимостью.
CRM-решения SalesLogix используют чаще всего, как инструмент для управления сложными процессами продаж длительного цикла. В розничном бизнесе пользуется спросом Oracle Siebel CRM. Существующим локальным CRM-системам присущие низкий диапазон стоимости и небольшие сроки внедрения. Компании, выстраивающие свой бизнес от потребностей клиента, используют интегрированные CRM-решения.
Внедрение интегрированных CRM-систем позволяет компаниям обрабатывать большое количество поступающей информации, проводить ее оперативный анализ и систематизацию, и использовать для принятия правильных стратегических решений.
Такие программные продукты имеют большое преимущество – они легко встраиваются в информационную среду компаний, а также масштабируются и подстраиваются под бизнес-процессы компаний. Как пример можно привести платформу Misrosoft Dynamics CRM, функциональные и технологические возможности которой позволяют консалтинговым компаниям-партнерам внедрять эффективные инструменты управления медиа-бизнесом. При этом важно понимать, что любое решение должно жить вместе с бизнесом, развиваться вместе с развитием компании. Именно поэтому многие производители CRM-решений озаботились доработкой таких блоков как взаимодействие с социальными сетями, создание личных клиентских кабинетов на портале, автоматизация подготовки маркетинговых мероприятий и т.д. Ценность таких решений многие компании почувствуют только через какое-то время, однако уже сейчас наиболее продвинутые заказчики активно обсуждают эти вопросы с партнерами и готовы инвестировать средства в такого рода проекты.
Опыт внедрения CRM-решения российскими медийными компаниями позволяет с уверенностью сказать, что сегодня в условиях экономического кризиса, благодаря инновационным программным продуктам им удалось не только сохранить свои позиции на медиа-рынке, но и значительно улучшить финансовые показатели.
При этом во многих отраслях существует убеждение, что реализация какого-либо CRM-проекта приведет к тому, что автоматическая система заменит человека и придется сокращать персонал. На самом деле это не так, основная задача проекта – повысить эффективность работы как целой команды людей, так и отдельных сотрудников. То, на что раньше требовалась пара часов, теперь делается автоматически. В итоге сотрудник может потратить эти два часа на поиск новых клиентов, встречи с ними, подготовку новых коммерческих предложений. И если крупные компании иногда начинают внедрять подобного рода системы из-за того, что уже не справляются с огромным количеством ручного труда и высокой зависимостью от человеческого фактора, то небольшие компании принимают решение о покупке систем в том числе и для того, чтобы изначально заложить в качестве стандартов работы передовые практики, обеспечить сотрудников современной информационной платформой, которая поможет им сосредоточиться на основных задачах и направлениях своей работы.
Сегодня даже самым успешным медиа-компаниям нужны новые идеи и возможности для дальнейшего движения вперед. Нестабильные условия ведения бизнеса требуют своевременного реагирования на все перемены в развитии медиа-рынка. Поэтому, в перспективе, медиа-компании, уже успешно использующие CRM-решения, планируют дальнейшее развитие и масштабирование системы.
Медиа-бизнес – это постоянно развивающаяся структура, требующая новых прогрессивных методик для поддержания жизнедеятельности бизнес-процессов. И сегодня нужно быть готовым к тому, что решения CRM также будут усовершенствоваться, расширять свои возможности для управления отношениями с клиентами, а значит – для успешного ведения бизнеса.
Источник: MediaGuide.ru