Андрей Баранов, Newmann Bauer marketing group: Теория скорой смерти бумажных носителей крайне преувеличена


— Андрей, насколько сегодня в России развит и заполнен рынок электронных носителей? Каковы темпы его роста в России и в мире?

— Рынок потребления информации с компактных носителей в России в стадии развития и формирования. Процент пользователей таких устройств постоянно растет, и имеет свою твердую нишу, но относительно основных источников информации, безусловно, пока проигрывает. У нас «интернетчиков» есть четкое разграничение целевых групп и возможности их получения с различных информационных источников, поэтому я бы еще заострил внимание на возрастном цензе и финансовой возможности этой аудитоирии в данный момент времени. Все конечно течет и изменяется, но рынок пока в стадии формирования.

— Каковы перспективы продажи новостного и информационного контента через электронные носители для издателей газет и журналов?

— Рынок продаж информации напрямую связан с оборотом электронной валюты и с простотой ее использования для населения. Чем сложнее и «непрозрачнее» оплата электронными деньгами, тем сложнее «заставить» пользователя совершить платеж. Во всем мире эту проблему решили много лет назад путем использования пластиковых карт и PayPal. В нашей стране развитие тормозится из-за ограничения работы PayPal и развития /недоверия к банковской системе со стороны населения. А так же, на мой взгляд, карты просто нигде не принимают — поэтому ими и не выгодно пользоваться. Попробуйте расплатиться карточкой в такси, в магазине или даже ресторане.

После визита нашего президента в Силиконовую долину, возможно, ситуация изменится , но это — вопрос времени. По оценкам специалистов, процесс может занять порядка пяти лет. Также стоит учитывать пресловутый русский менталитет. Уже на собственном опыте могу заявить о сложности применения западных технологий в России — мы в компании Newmann Bauer адаптируем западные технологии менеджмента, документооборота, статистики к этому самому русскому менталитету. Но, нет ничего невозможного! На мой взгляд, у нас прекрасно получается (правда, очень непросто, порой приходится полностью переделывать целые методики). В рамках целой страны мы тем более обязательно переймем мировой опыт.

Сегодня на рынке уже существует статистика оплат населением различных услуг электронной валютой, в основном это webmoney и Яндекс-деньги, а так же оплата услуг через SMS. Подробнее эту тему я буду освещать на семинаре АРПП «Перспективы электронных носителей информации на медиарынке России. iPad - новые возможности в индустрии СМИ и книгоиздании», чтобы не забивать «эфир» цифрами :-) Тема эта очень большая; перспективы включают разработку бизнес-плана, приложений для электронный носителей и даже другую подачу контента. Этой же обширной теме посвящена моя вторая книга «Психология восприятия информации в электронном виде и онлайн-общения».

— Какие возможности для творческой реализации могут предложить издателям электронные носители контента?

— Эти возможности формируются исходя из разницы восприятия информации с традиционного бумажного носителя и электронного аналога. В первую очередь, это написание текста в другой последовательности, нежели в традиционных «бумажных СМИ»: смысл вкладывается в один абзац, а далее уже идет «вода» так как даже половины текста онлайн-пользователь не дочитывает, в отличие от традиционного печатного аналога.

Существуют специальные программы для изучения действий пользователя и «айтрекинг исследования», когда на примере группы респондентов исследуется тот или иной текст. Этими исследованиями и занимается Newmann Bauer. Потому все приведенные доводы могу подтвердить с помощью проводимой Newmann Bauer аналитики, по которой мы занимаем лидирующее положение на рынке.

— Готовы ли сегодня россияне, не привыкшие в частности платить за контент в Сети, к потреблению информации с электронных планшетов? Или, может быть, доступ к информации на них должен быть только бесплатным, как в Интернете?

— Важный вопрос — качество контента. Глубокая мысль организации продажи информации через электронные планшеты как раз и заключается в продаже информации. В случае небольшой цены и простоты оплаты спрос вполне возможен.

Ведь потраченное время на поиски бесплатной информации и ее качество в итоге — тоже деньги.

— Сегодня, в век новых технологий, эксперты все чаще говорят о скорой смерти принта. Якобы, через несколько лет, все газеты и журналы будут выходить только на электронных носителях. Согласны ли вы с этим мнением? Каковы ваши прогнозы развития медиарынка в этой части?

— Я сам уже более 15 лет потребляю огромные объемы информации в электронном виде, читая в день множество статей, аналитики. Тем не менее, с большим удовольствием читаю традиционные бумажные книги, а так же газеты и журналы.

Более того, это еще и имиджевый вопрос: читать газету на наладоннике или бумажную за чашкой кофе в дорогом ресторане. Являясь приверженцем электронных носителей, я предпочитаю как раз второй вариант, равно как и не пользуюсь смартфонами, а обычным, правда, очень дорогим, телефоном:) На мой взгляд, теория скорой смерти бумажных носителей крайне преувеличена.

Евгения Трушина

PlanetaSMI.ru