Совет Федерации одобрил на заседании в среду закон о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Закон определяет инсайдерскую информацию как точную и конкретную информацию, которая не была ранее известна, и распространение которой сможет оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. К такой информации относятся сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в вопросе, касающемся информации о почтовых денежных переводах.
В число инсайдеров включены эмитенты и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ; организаторы торговли; клиринговые организации; а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли.
К инсайдерам относятся также профессиональные участники рынка ценных бумаг, федеральные органы исполнительной власти, региональные власти, органы местного самоуправления.
Кроме того, инсайдерами предложено считать руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые имеют доступ к инсайдерской информации; информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации; организации, которые присваивают рейтинги; а также физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации.
Органы прокуратуры выведены из-под действия закона об инсайдерской информации.
Ожидается, что в течение года будет подготовлена общего плана поправка, согласно которой в том случае, если лицо в рамках исполнения своих служебных обязанностей получает доступ к инсайдерской информации, но не имеет права ее разглашать, то при разглашении подпадает под действие закона об инсайде.
Одобренный Совфедом закон вводит уголовное наказание за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Эта статья вступит в силу через три года после опубликования закона. Одновременно в Кодексе об административных нарушениях (КоАП) вводится административное наказание за неправомерное использование инсайда, а также за нарушение требований законодательства о противодействии использованию инсайдерской информации.
Поправки, которые вносятся в Уголовный кодекс, устанавливают штраф за манипулирование рынком в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за 1-3 года. Альтернативным наказанием может стать лишение свободы на срок до четырех лет с наложением штрафа. Если манипулирование проводилось организованной группой, и ущерб был причинен в особо крупном размере, штраф предлагается установить в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного за период от двух до пяти лет, срок лишения свободы - от двух до семи лет с наложением штрафа и запретом занимать определенные должности.
Также уголовное наказание вводится за умышленное использование инсайдерской информации, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству.
Крупным ущербом предлагается считать убытки в размере более 2,5 миллиона рублей, а особо крупным - свыше десяти миллионов рублей.
Поправки в КоАП устанавливают наказание за неправомерное использование инсайда или манипулирование рынком, если они не содержат уголовно наказуемого деяния. В этом случае административный штраф для граждан составит от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от одного до двух лет), для юридических лиц - в размере излишнего дохода, но не менее 700 тысяч рублей.
Также предусматриваются наказания за ненадлежащее раскрытие инсайдерской информации, за нарушения при ведении списка инсайдеров, за ненадлежащее уведомление ФСФР об операциях с финансовыми инструментами и иностранной валютой.
Что касается СМИ, то ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации.
СМИ и их сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся высказывания, сообщения или заявления конкретных лиц, или в случае, если материал воспроизведен из публикации другого СМИ.
СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком только в том случае, если ими была получена выгода, или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике распространенной ложной информации.
Источник: РИА Новости