Новые горизонты в издательском деле и дистрибуции прессы

13 июля с.г. Ассоциация распространителей печатной продукции совместно с медиа-агентством Jet-Co провели в Marriott Grand Hotel семинар «Перспективы электронных носителей информации на медиарынке России. iPad - новые возможности в индустрии СМИ и книгоиздании».


Открыл мероприятие председатель правления АРПП А.В. Оськин. Он выступил с докладом «Будущее СМИ через призму iPad», в котором  обозначил тенденции, происходящие на медиарынке, продемонстрировал в динамике рост проникновения Интернета среди населения России.

В настоящее время издательские дома для своего развития всё чаще выбирают стратегию мультиформатного подхода, которую условно называют концепция «360 градусов». Она нацелена на охват всех возможных медийных носителей с целью предоставления рекламодателю комплексной рекламы, позволяющей привлечь внимание любой аудитории. Интернет-реклама, заметил А.В. Оськин, является самым динамичным сегментом рынка со среднегодовым темпом роста 8%, причем за последний год её оборот увеличился с $1,3 трлн. до $1,7 трлн.

pict_046В сфере распространения существует аналогичный подход, называемый «дистрибуция на 360 градусов», в понятие которого входит реализация одновременно печатных и цифровых газет, журналов и книг, как в розницу, так и по подписке.

По мнению докладчика, интегрированные многофункциональные мобильные устройства созреют как платформа медиа-потребления уже к 2012г. Возможность передавать любой контент между устройствами, потреблять контент, взаимодействовать с ним где угодно, а также обсуждать его с друзьями – станет неотъемлемой частью жизни потребителя, подчеркнул А.В. Оськин.

Для достижения успеха на рынке цифровых медиа необходимо обеспечить решение ряда ключевых pict_104задач. Во-первых, у потребителя должна быть возможность загружать контент, где бы он ни находился. Во-вторых, покупка контента должна происходить максимально просто и удобно для потребителя. Экран устройств и гаджетов должен быть специально разработан для чтения, организована удобная система навигации по контенту, а его ассортимент - обширен. И наконец, цена такого рода устройства не должна превышать $200-$300.

В заключение председатель Правления АРПП назвал 4  этапа эволюции электронного бизнеса, заключающиеся в совершенствовании и расширении каналов сбыта, интеграции товаропроводящих каналов, трансформации отрасли, а также конвергенции рынков и бизнесов.

pleshanov-2Управляющий директор медиа-агентства Jet-Co А.В. Плешанов дал развернутый прогноз развития масс-медиа в докладе «Как iPad изменит современные СМИ». Он подчеркнул, что эволюция электронных СМИ, по сути, является не наступлением «киллеров» прессы, а развитием медиа-потребления. Интернет обеспечил решение двух ключевых проблем: проблемы физического размножения информации и её дистрибуции. Персональные средства коммуникации и распространения информации, похожие на СМИ (например, блоги), стали, как считает докладчик, обесценивать значение института прессы для общества.

По мнению А.В. Плешанова, основными дистрибуторами контента станут AppStore, AndroidMarket, NokiaOviStore. Ритейлеры прессы будут представлены в этих сетях цифровыми киосками в виде приложений. Журналам и газетам не будет нужды развивать и продвигать собственные приложения в AppStore – достаточно быть  представленным в цифровых киосках, которые самостоятельно станут продвигаться в крупных сетях.

Докладчик описал основные возможности платформы iPad для печатной Докладчик – А.В. Плешанов, директор по маркетингу  ООО «Jet-Co»прессы, которые, как было подчёркнуто, рассчитаны на классическую модель углубленного чтения, поэтому от успеха девайса зависит ренессанс чтения. Помимо этого iPad обладает потенциалом для расширения аудитории СМИ, географии их распространения, монетизации электронного контента, продаж рекламы. Появляются новые форматы подписки и пр.

pict_025А.В. Плешанов предположил, что успешными будут iPad-версии брендов глобальных масс-медиа, деловых и глянцевых изданий, СМИ с инфотеймент-контентом. IPad-версии СМИ должны стать частью индустрии развлечений. Конкурировать СМИ в iPad будут с игровыми приложениями, различного рода развлечениями и онлайн-телевидением. IPad-версия СМИ должна сочетать в себе характеристики всех конкурирующих категорий.

Докладчик продемонстрировал обзор  iPad-версий СМИ, получивших распространения на зарубежных рынках, назвал наиболее успешные СМИ-приложения, представленные на американском рынке. По его словам, успешно реализовали iPad-версии такие издания, как NewYorkTimes, FinancialTimes, Wired, PopularScience и пр.

А.В. Плешанов озвучил перспективы адаптированных к iPad средств массовой информации в России, указав на «цифровую» отсталость россиян.

revzinС вводным обзором iPad и особенностями эксплуатации продукта познакомил участников семинара М.И.  Ревзин, заместитель генерального директора интернет-агентства «Масс Медиа Центр». Он продемонстрировал принципы работы на iPad, возможности загружаемых приложений, их назначение, поведение при эксплуатации. М.И. Ревзин дал оценку существующих версий подобных устройств и ведущихся разработок аналогичных iPad планшетных компьютеров, а также акцентировал внимание на недостатках iPad.

C докладом «Перспективы iPad в России. Маркетинговое исследование» baranovвыступил директор компании «Newmann Bauer marketing group» А.Е.  Баранов. Он привёл результаты исследования читательских предпочтений, проведённого среди пассажиров московского метрополитена по состоянию на  май 2010 г., показал,  какие форматы чтения востребованы этой целевой группой. По данным исследования, газеты и журналы читают порядка 10% аудитории, традиционные книги – 12,8%, электронные книги – всего 5,8% и вообще не читают – 71,2%.

piskunovС обзором рекламных возможностей iPad-версий СМИ выступил И.В. Пискунов, генеральный директор digital-агентства Mosaic. Он продемонстрировал различия восприятия рекламного представления в Интернете, журнальной продукции и на iPad. Докладчик рассказал о платформе iAd, ее потенциале и сути, ознакомил с опциями, задействованными в iAds  - таргетинге и аудиторных измерениях. И.В. Пискунов привел данные исследований, проведенных digital-агентством Mosaic на основе опроса ТОП-100 рекламодателей о возможности размещения рекламы на iPad в 2010-2011гг. По его словам, готовность выразили 26% респондентов.

Управляющий партнер «Zinio Russia» М.Л. Поляков выступил с докладом polyakov-2«Индустрия в движении. Цифровые журналы Zinio и новые возможности для издателя». Он отметил, что на современном этапе развития электронного рынка прослеживается постепенная трансформация мультимедиа-устройств (PC, ноутбуков, мобильных гаджетов и пр.) в сторону улучшения качества  экрана, смещение акцента к визуальным носителям. М.Л. Поляков дал обзор планшетных компьютеров «tablets»,  аналогов iPad, обозначил линейку поддерживаемых мультимедиа-форматов. В компании Zinio считают, подчеркнул он, что цифровое чтение доступно по разным каналам, контент доставляется отдельно от привычного носителя. В этом суть новой бизнес-модели.

zasurskiy-merkurov-chaskorrС темой «iPad: новый форм-фактор и новая элитарная аудитория» выступили И.И. Засурский, главный редактор портала «Частный Корреспондент» и А.П. Меркуров, консультант, интернет-эксперт, постоянный автор новостного портала "Частный Корреспондент".

Докладчики обозначили один из новых трендов - Wow-фактор, который привлекает пользователей к новым продуктам и технологиям. iPad дает возможность это реализовать, а приложения для iPad позволяют добиться такого эффекта.

Бzasurskiy-merkurov-chaskorr-2ыли приведены две концепции изданий, которые сейчас актуальны на рынке и могут реализоваться на iPad. В зависимости от потребностей будет  происходить смещение контента либо в сторону минимизации мультимедиа-эффектов в СМИ и превращение в «чистый» газетный контент, либо  его максимальная кросс-медийность, широта визуальных представлений, характерных для glossy-изданий. На данный момент существует разница в восприятии контента в зависимости от объема и форм представления, отчего и формируются различные концепции.

pict_027По прогнозам А.П. Меркурова рынок бесплатных приложений для iPad будет сильно расти – они станут «очень мультимедийны».  Будет и другой путь – выборка контента изданием при его дистрибуции на разных платформах.

Партнерами в проведении семинара выступили компания «Newmann Bauer marketing group», интернет-агентство ООО «Масс Медиа Центр», digital-агентство ООО «Mosaic», компания «Zinio LLC». Информационный партнер мероприятия - интернет-журнал «Частный Корреспондент».

Пресс-служба АРПП