"Деловая столица" скрылась от читателей


Популярный деловой еженедельник "Деловая столица" решил улучшить свои финансовые показатели за счет введения платного доступа к своим материалам. Такая практика не приносит пока ожидаемых результатов даже в странах, где потребитель готов платить за информацию.

Неизбежный отток читателей может быть компенсирован разве что за счет повышения качества аудитории, если изданию удастся это доказать с помощью маркетинговых исследований, отмечают эксперты.

Еженедельник "Деловая столица" (ДС) с этой недели сделал платным доступ к некоторым материалам, размещенным на сайте. Как пояснила профильному интернет-изданию "Телекритика" главный редактор ДС Инна Ковтун, причина нововведения – падение подписки и розничных продаж. "У читателя нет необходимости покупать еженедельник, если всю информацию он может увидеть на сайте",– говорит госпожа Ковтун. По данным источника Ъ в ИД "Картель" (издает ДС), платными будут около 50% материалов. С середины прошлой недели платным стал и архив издания. Стоимость подписки на один месяц без доступа в архив стоит 15 грн, с архивом – 29 грн.

Установка платного доступа к материалам издания на сайте активно практикуется ведущими зарубежными газетами. Наиболее успешной аналитики признают модель The Wall Street Journal (WSJ): онлайн-версия комбинирует бесплатные статьи и материалы премиум-класса с платным доступом (в основном финансовой тематики). С января 2011 года платный доступ к сайту также намерена ввести The New York Times. Впрочем, не все зарубежные попытки заработать за счет интернета были удачными. В частности, британская Times потеряла 90% читателей интернет-версии из-за того, что доступ к информации стал платным.

В Украине подавляющее большинство сайтов изданий зарабатывает за счет баннерной или контекстной рекламы. По состоянию на вчера количество уникальных посетителей сайта ДС составило 1,6 тыс., просмотров страниц – 3,63 тыс. По словам источника Ъ в "Картели", после того как архивы издания стали платными, посещаемость сайта упала вдвое. "Скорее всего, посещаемость будет снижаться еще больше, потому что не все читатели поняли, что доступ стал платным, и пытаются повторно найти материалы через поисковик",– говорит собеседник Ъ.

Участники рынка считают, что введение платного доступа к контенту на сайте не является эффективным. "Это не приносит больших прибылей даже там, где совершать покупки через интернет не является чем-то необычным. Украинцы не готовы платить даже за программное обеспечение, не говоря уже об информации",– говорит директор ИД "Украинский Медиа Холдинг" Татьяна Ефименко. По ее мнению, более прибыльной схемой была бы доставка контента к читателю на электронный ридер, но пока что в Украине этот вид потребления информации тоже не очень распространен.

Впрочем, ДС может заработать не только за счет платной подписки. "Платных посетителей сайта можно дороже продавать рекламодателю",– говорит собеседник Ъ в "Картели". "Если изданию удастся привлечь труднодоступную аудиторию, например 'мужчин с доходами выше среднего', стоимость рекламного контакта может повыситься до 150 грн за тысячу контактов. Это в 10-15 раз дороже, чем средняя стоимость контакта неспециализированного сайта",– говорит руководитель цифрового отдела медиаагентства "АИТИ/Carat" Анастасия Байдаченко, добавляя, что уникальность аудитории сайта изданию придется доказывать соответствующими исследованиями.

Источник: Коммерсантъ